Выберите автора

Как культурные особенности влияют на бизнес и работу

Плотникова Ирина
г. Нижний Новгород Сертифицированный специалист по кросс-культурному менеджменту itim international, консультант по кросс-культурным коммуникациям в «ТРИ-К»
0
№ 5

Можно ли сказать, что менталитет и культурные особенности уже не так сильно влияют на работу, а высококлассные специалисты во всем мире мыслят примерно одинаковыми категориями? Есть ли отличие в кросс-культурной коммуникации в столице и регионах России? Два очень интересных и значимых вопроса для компаний, которые хотят преуспеть не только на локальных рынках. Давайте рассмотрим их на живом примере.

В номере журнала «Секреты бизнеса» № 4 (1) были опубликованы результаты интересного исследования: «Работодатель мечты». В опросе принимали участие несколько категорий жителей Пензы — студенты, безработные, трудоустроенные. Рассмотрим одну из них. Категорию, которую сейчас называют по-разному. «Поколение Z», Homelanders, что можно грубо перевести, как «домоседы», New Silent Generation — «Новое тихое поколение», «Миллениалы», а иногда «Поколение М» — по первой букве этого слова. А еще “Generation Me” — «Поколение Я». У социологов, как всегда, неразбериха: не могут определиться с понятиями и прийти к единому мнению! Впрочем, название не так важно. Главное помнить: речь о людях, родившихся после 1992 года.

Вы можете возразить, что студенты — не высококлассные специалисты и даже не менеджеры. Но, во-первых, студенты во все времена были самыми космополитными и свободомыслящими людьми на планете, а в век интернета для них вообще не существует границ. Они более толерантны к новому, к тому, что старшее поколение воспринимает с трудом. Тем более интересно посмотреть, проявляются ли у них ценности, заложенные культурой, в которой они выросли.

Во-вторых (я повторяю это снова и снова), по мнению ученых, базовые культурные ценности закладываются где-то до 12 лет и потом очень трудно поддаются изменениям. В-третьих, — это наше настоящее и будущее. Ведь им «обустраивать Россию», в которой нам всем жить.

Вот один из вопросов исследования.

НА ЧТО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ?

Для пензенских студентов на первом месте стоит заработная плата, что совпадает с ответами опроса по стране. И это понятно. Молодые люди хотят и должны зарабатывать. Материальное вознаграждение для студентов из многих других стран тоже имеет огромное значение. Но, например, представителям Таиланда и Австрии денежная тема не кажется первостепенной. Их первым делом интересует возможность получать знания и учиться чему-то новому. Мой опыт общения и с тайцами, и с австрийцами это подтверждает.

Обучение в компании как самый важный критерий для определения «работодателя мечты» выбирают украинцы. В меньшей степени он интересует бельгийцев. Среди пензенцев он важен для 8%. А для словаков, у которых деньги — тоже главный критерий достойной работы, вариант «автономия при выполнении рабочих задач» стоит на порядок выше, чем у будущих работников из Пензы. 62 процентов пензенских студентов голосуют за то, чтобы «руководитель являлся частью команды, а «все задачи решались совместно».

Замечаете отличия? Даже американцы, у которых, по мнению многих, только доллары в глазах мелькают, больше беспокоятся о безопасности рабочей среды (этот вариант они поставили на первое место), чем о баксах. Так мыслим ли мы одними и теми же категориями?

Есть еще один показательный вопрос, который особенно ярко подчеркивает силу культурных различий в мире.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МЕНТАЛИТЕТЕ

Я не очень люблю этот термин и стараюсь употреблять его как можно реже. В последнее время он отрицательно воспринимается русскими бизнесменами. «Мы же люди, открытые всему миру, а значит, думаем, как все, и делаем, как все! Нет никакого особенного русского менталитета», — возмущаются многие.

Впрочем, также не приветствую и новомодный западный термин «культурный код», который становится все более популярным. Мне кажется, оба понятия обесценивают и сужают разнообразие человеческой природы, сводят его к чему-то догматическому, застывшему, штампованному, запрограммированному. А национальная культура — штука живая и сложная. Это вам не код от чемодана, сейфа или компьютерной программы.

Но нравятся мне и или нет эти слова, должна сказать, что «все-таки он (менталитет или культурный код) существует». Только я предпочитаю называть его «культурный синдром». Синдром — не в смысле медицинской патологии, а в общем значении слова.

Синдром — комплекс органически связанных между собой признаков, объединенных единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления.

Мне кажется, именно это название наиболее точно отражает суть явления и помогает лучше понять, что объединяет и отличает людей, живущих или работающих в одном месте. Какое влияние культура оказывает на личность и коммуникацию. Как она меняется. Ведь, согласитесь, все мы — производные одной культуры или субкультуры (не важно, национальной, социальной или корпоративной), а значит, и синдром у нас общий. Но выражаться он может неодинаково. У тех, кто обогащен опытом взаимодействия с разными нациями, культурные симптомы проявляются слабее, у остальных – ярче. Но есть они, без сомнений, у всех. Давайте посмотрим, как они проявляются.

НА ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТУДЕНТЫ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

Культурный синдром - НА ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТУДЕНТЫ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

ЧТО НАИБОЛЕЕ ПРИОРИТЕТНО ПРИ ФИНАНСОВОЙ МОТИВАЦИИ

Инфографика - ЧТО НАИБОЛЕЕ ПРИОРИТЕТНО ПРИ ФИНАНСОВОЙ МОТИВАЦИИ

Данные исследования «Работодатель мечты» (журнал «Секреты бизнеса», №4 (1), 2018 г.)

КАКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНА?

Больше половины (51%) молодых пензенцев выбрали «творческую, динамичную атмосферу, настраивающую на рабочий лад», 38% — «теплую, дружескую, семейную атмосферу». В то время как «деловую атмосферу, где преобладает соревновательный дух» — 8%, а «взаимодействие по установленным регламентам» — всего лишь 3%.

Культурная особенность опять налицо. Для русского человека взаимоотношения всегда играли и играют до сих пор ключевую роль и в жизни, и в бизнесе. Кстати, это первый признак коллективистской культуры. Возьмите Италию (Южную, не Северную), Грецию, бывшие социалистические государства. Отношения в таких культурах ставятся выше, чем задача. Регламенты и правила — ценности, превалирующие в индивидуалистских обществах, таких как США, Австрия, Бельгия (фламандская, не валлонская). Студенты из этих стран оценили фактор «теплого климата» в компании как малозначительный. Для них главное — это достижение результата, но тоже по-разному. Миллениал-американец просыпается с мыслью: «Ну, кто тут сегодня лучше меня, покажите?», которая вряд ли возникнет в голове у голландца или норвежца.

Еще раз хочу обратить внимание, что «культурный синдром» даже внутри одной страны будет проявляться в разной степени. Например, по параметру «хорошая атмосфера» (читай — отношения) данные международного опроса, где русские респонденты по большей части были из крупных городов, все-таки отличаются от пензенского. Дружеский климат для них не является таким же важным преимуществом, как для пензенцев.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

Многие считают Индию страной с коллективистским менталитетом, а международный студенческий опрос показывает, что дружелюбная атмосфера в компании индийцев волнует меньше всего, как и ярых индивидуалистов — американцев. Для представителей индийской молодежи одним из самых важных критериев является баланс между требованиями, предъявляемыми к сотруднику, и его навыками и опытом, что тоже легко объясняется культурными особенностями этой нации. У русских студентов этот показатель оказался практически на последнем месте.

Рейтинг городов США, где противопоставляются «горячее сердце» (люди, более ориентированные на отношения) и «холодная голова» (ориентированные на выполнение задач), показывает, что на самом деле хладнокровных американцев всего 12%, и сосредоточены они лишь в нескольких крупных городах.

Вот вам и ответ на вопрос: есть ли отличия в кросс-культурной коммуникации в столице и регионах России? Мой знакомый менеджер из Москвы недавно сетовал на то, как сильно отличается коммуникация с компаниями из Улан-Удэ, куда он поехал налаживать контакты, и московскими компаниями. Поэтому еще более актуальным становится знание этих отличий при выстраивании деловых отношений и переговорах с партнерами из других стран.

КАКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНА

Инфографика -КАКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНА

КАКОЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМ

Инфографика - КАКОЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМ

Данные исследования «Работодатель мечты» (журнал «Секреты бизнеса», №4 (1), 2018 г.)

КАКОЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ ДЛЯ ВАС ПРИЕМЛЕМ?

30% пензенских студентов желают получать подробные инструкции от руководителя, что и как им делать. 29% считают, что задачи должен давать начальник, а они только выполнять. 31% готовы решать задачи сообща. И только 11% выразили намерение брать на себя ответственность, ставить и выполнять задачи самостоятельно. Впрочем, такое положение дел наблюдается не только в Пензе.

Приведу любопытные результаты еще одного исследования, недавно проведенного Институтом общественного мнения «Квалитас», в качестве доказательной базы. Россиянам задавались такие вопросы.

С КАКИМ ИЗ ДВУХ СУЖДЕНИЙ ВЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИТЕСЬ?

  • Справедлива та власть, которая поступает по совести, даже если это противоречит закону — 33%.
  • Справедлива та власть, которая неукоснительно следует закону — 55%.

Казалось бы, мы стали мыслить теми же категориями, что и представители передовых демократических стран, где перед законом равны все, а правила важней отношений. Но стоило исследователям изменить формулировку, цифры оказались совершенно другими:

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ РОССИИ ЛУЧШЕ ПОДХОДИТ, УЧИТЫВАЯ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ?

  • Умный, мудрый и честный руководитель — 73%.
  • Не важно, кто управляет страной, важно, чтобы он соблюдал закон — 23%

Чувствуете, как меняется у русского человека картина о справедливости власти (любой, от местного начальника до правителя) в зависимости от постановки вопроса? Как «прут» из нас наши глубоко закопанные ценности? Это к вопросам о том, каких мы хотим лидеров и менеджеров и нужен ли нам закон.

Так еще раз зададимся вопросом: мыслят ли менеджеры и специалисты одинаковыми категориями? Ответ, я думаю, очевиден.

2
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация