Выберите автора

Как устроен гастротуризм

Острогляд Татьяна
г. Киев Сооснователь клуба гастрономических путешествий «Пища для ума»
0

Иногда люди спрашивают: «Гастротуризм — это что, ехать и жрать?» Отвечаем: «Нет, это культурная программа общения с местными». Потому что еда — это главная объединяющая функция для международных отношений.

С ЧЕГО НАЧАЛСЯ БИЗНЕС

Мы с мужем не имели никакого отношения к гастрономии. У меня было пиар-агентство, а у Андрея — компания по продаже офисной мебели.

В 2015 году мы продали все, сели в машину и уехали в Италию на год. Сначала учились в кулинарной академии ALMA, La Scuola Internazionale di Cucina Italiana, а потом работали в ресторане со звездой Мишлен в Апулии, на юге Италии. И там узнали, как работает ресторан высшего класса.

У нас была давняя мечта — переехать в Хорватию и открыть там ресторан, и уже в 2016-м мы воплотили ее в жизнь. Наш ресторан проработал чуть меньше года.

Мы закрыли его и вернулись в Украину. У нас уже было кулинарное образование, образование сомелье, много знакомств с сыроделами, сыроварами и шеф-поварами по всей Европе. Мы много путешествовали по Италии, Франции, Португалии, Испании и Хорватии. Мы говорим на пяти языках.

Стало понятно, что то, чего я хочу, мой «зуд», потребность — знакомить людей новыми странами и новыми людьми, организовывать познавательные путешествия для небольших компании единомышленников. Это люди, которые хотят узнавать культуру страны через гастрономию, через вино, через общение с местными.

Мы с мужем начали этот бизнес в начале прошлого года. Сели в машину и поехали на 45 дней по пяти странам. Приезжали в регион (Тоскана, Лиссабон, Прованс) и с местным гидом проходили все: рестораны, отели, каждого сыровара, каждого винодела. Сейчас новые гиды звонят нам сами и предлагают сотрудничество, и, если они подходят нам по духу, раз в год мы добавляем новые маршруты.

Как выглядят наши гастротуры? В первую очередь, это культурные поездки. Мы не едем туда есть и пить, это можно делать в ресторанах у себя в городе. Мы отправляемся знакомиться с местными. Приезжаем домой, например, к итальянскому графу в Тоскане. Многие готовы общаться и принимать у себя гостей, если это твои хорошие знакомые.

ЧТО ТАКОЕ ГАСТРОТУРИЗМ

Наша культурная программа обширна. К примеру, один день гуляем по Флоренции с профессиональным гидом. Потом готовим дома с шеф-поваром, жарим флорентийский стейк на гриле. Едем на винодельню Кьянти или Брунелло. Гуляем по маленьким городам — Пиенца, Сиена.

Много фотографируемся, много пробуем. И каждый день общаемся с местными. Недостаточно проехаться на автобусе по главным улицам города. Хотите узнать страну — познакомьтесь с людьми.

Сегодня в списке наших гастротуров шесть стран: Италия, Хорватия, Португалия, Испания, Франция и Турция. В Стамбуле это такой «гастрономический уикенд», пять дней, полных эмоций, переживаний и событий — от прогулки на частной яхте до посещения виноделен. В Хорватии мы ходим по островам на двух больших яхтах, готовим осьминогов, заезжаем на винодельни, на устричную ферму, много купаемся и смотрим достопримечательности.

Программа туров расписана с утра до вечера. Завтраки, обеды, все дегустации и все мероприятия входят в стоимость. Не входят только ужины, потому что к концу дня люди уже не могут есть из-за такого количества дегустаций, мастер-классов и обедов. У нас есть понятие «свободное время», когда ты идешь на шопинг в старинном городке или садишься в кафе с «Аперолем» и смотришь на закат. Но нет времени бродить, скучать и ничего не делать.

гастротуризм

Нашей компании уже полтора года. Каждый сотрудник говорит на нескольких языках, имеет диплом сомелье, имеет международный кулинарный диплом. Это профессионалы, которые расскажут, как делается паста, или что такое турецкая кухня, или как в Португалии сформировалась нация мореходов, как сформировалась их кухня. 

Я ищу в хорошем смысле безумных людей: влюбленных в гастрономию, в вино, в культуру.Например, наш «стамбульский филиал». Это наш организатор, она живет в Стамбуле уже больше 10 лет, окончила кулинарный университет. Так же, как и я, она получила диплом лондонской винной квалификации WSET. Она — автор гастрономического путеводителя по Стамбулу. Я горжусь, что мы с ней работаем.

Наши программы выглядят так. Я и другие наши организаторы возглавляем группы. В каждом регионе нас с группой сопровождает местный гид все шесть дней. Она должна свободно говорить на местном языке, иметь лицензию и досконально знать окрестности. И быть подходящей нам по духу — жизнерадостной, позитивной, чтобы от человека исходил свет.

С нашей стороны организационные вопросы — отели, транспорт, бронирование, рестораны и мастер-классы. И главное: я или другой организатор работаем как эксперты на месте — я каждую минуту с группой, рассказываю о местной кухне, о местных винах, о том, как устроены рестораны Мишлен или как выбрать хорошее вино в ресторане или в магазине. Со стороны гида — экскурсионная часть, сопровождение, помощь и выбор живописных мест.

Некоторые форматы стали традиционными. Например, устраиваем гастрономический девичник на 8 марта: это тур, в который едут только девушки. В прошлом году ездили на Сицилию, в следующем поедем в Неаполь и Амальфи. Покажем Неаполь таким, каким любим его сами, потому что те, кто приезжает туда самостоятельно, сразу видят иммигрантов и грязь, а мы посмотрим на него влюбленными глазами, и его запомнят другим — роскошным королевским городом.

За эти полтора года с нами съездило почти три сотни человек. Компании небольшие — от 8 до 15 человек. И у нас примерно 3-4 путешествия в месяц, в год — около 20. В следующем году у нас будет 25-30 путешествий. Из них я буду примерно в 15-18, а остальные будут вести наши организаторы.

ДЛЯ КОГО РАБОТАЕМ

Целевая аудитория преимущественно 35 плюс, как правило, это люди 40–55 лет. Половина — семейные пары, у которых дети уже выросли. Другая половина — девушки-подруги. Это взрослые состоявшиеся люди, которые много путешествуют. Если человек еще ни разу не был в Европе, скорее всего, его не заинтересует гастротур.

Это люди из разных стран и городов, россияне, украинцы и европейцы, в основном из Германии и Прибалтики. Регулярно стали приезжать ребята из США, Канады и Израиля. Это русскоговорящие люди, которым интересно с русскоговорящей компанией единомышленников.

С нами едут взрослые люди, которые интересуются историей и культурой, которые хотят больше разговаривать, получать больше знаний, больше мастер-классов. В процессе даже учим язык: я объясняю базовые фразы, и к концу поездки тот, кто совсем не говорил по-итальянски, уже может сам обратиться к официанту.

Каждый раз мы проводим собеседование по телефону, чтобы компания подобралась веселой. Это должны быть люди с одинаковым позитивным настроем, влюбленные в жизнь, в путешествия, в вино и еду, люди со схожими интересами и одним социальным и интеллектуальным уровнем.

Перед каждой поездкой клиенты заполняют анкету, отвечают на вопросы об аллергии и пищевых ограничениях. Например, если с нами едет вегетарианец, это не значит, что все будут есть устриц и крабов, а ему достанется один зеленый листик. Мы подбираем подходящий рацион из типичных блюд местной кухни на ту же сумму, которая выделена на остальных.

Люди, которые читают нас в соцсетях, уже представляют, кто мы. Это не просто «Я хочу в Тоскану, поэтому поеду с вами». Тоскану предлагают десятки туроператоров и компаний. Авторский туризм выбирают, исходя из личности автора. Человек, который выбрал гастротур, ясно представляет себе, что это такое.

Почти все наши путешественники становятся постоянными клиентами. Например, в этом году в Хорватии на яхтах из 16 человек было только трое новичков, остальные тринадцать уже путешествовали с нами. Они едут ради друг друга, хотят снова увидеться. Иногда мы отговариваем от повторных путешествий, потому что не бывает одинаково яркого впечатления от одного и того же места. В таком случае предлагаем поехать той же компанией, но в другое место.

КАК РАБОТАЕТ ОТРАСЛЬ

Конкуренции в сфере гастротуризма нет, потому что рынок только начал создаваться. Само понятие авторского туризма зародилось не так давно. Мало людей понимает, что это такое.

Те, кто едет с нами, — первопроходцы. Это те 10% общества, которые первыми реагируют на тренды. В маркетинге есть такая классификация: новое пробуют на себе первопроходцы, затем находятся 20–30% последователей, и потом это становится массовым для 50–60% остальных людей становится мейнстримом.

Здесь нет конкуренции, так как нет одинакового продукта. Автор создает маршрут таким, каким он его видит. И повторить это невозможно. Флоренцию или Рим можно показать совершенно по-разному. Не говоря уже о маленьких местах, где есть личные договоренности, где граф Андреа ждет именно нас, потому что мы друзья. Понятное дело, что это невозможно скопировать, поэтому конкуренции не может быть.

гастротуризм

В продвижении лучше всего работает личность. В первую очередь это социальные сети: «Фейсбук» и «Инстаграм». Люди хотят работать с людьми. Бизнес отходит от схемы В2В, когда компания покупала у другой компании. Сейчас бизнес больше придерживается принципа «человек для человека».

Даже повседневные вещи или фотосессию предпочитают покупать у человека, который нравится, за которым следят в «Инстаграме», видят клиентов. Приятнее заказать одежду, украшение или часы ручной работы у конкретного человека.

Стандартное продвижение нашему бизнесу не подходит, так как нет массового интереса. Выход: делать авторский контент, не воровать тексты, быть экспертом в том, что делаешь. Если я рассказываю о еде или о вине — значит, я досконально их изучала, разбираюсь в вопросе.

У меня сформировалась группа поклонников из подписчиков в «Инстаграме» и «Фейсбуке», с которыми мы общаемся ежедневно. Задают вопросы, просят консультации. Включается понятие «адвокат бренда». Сегодня позвонила девушка и говорит: «Мне вас порекомендовала ваша подписчица. Она еще с вами ни разу не ездила, но уже год вас читает».

Нужно постоянно выкладывать фото- и видеоотчеты, отзывы людей. У нас на сайте уже больше сотни видеоотзывов. Это повторить или подделать невозможно. Плюс в сториз я выкладываю наш ежедневный маршрут из каждого гастротура. Получается, что много людей как будто бы путешествуют с нами вместе.

КАКОВЫ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Главная проблема — человеческий фактор. Шеф-повар заболел, или винодел начал сбор урожая, и ему не до нас, нужно за несколько дней собрать виноград. В запасе должен быть план В и план С, оперативно меняем программу на аналогичную по качеству и времени. Предупреждаем участников, что в программе заявлено одно, но люди живые, и может произойти что угодно.  

С другой стороны — человеческий фактор со стороны наших гостей, путешественников. Кто-то может в последнюю минуту не ехать. Такое было всего пару раз, но это проблема. Потому что мы рассчитываем на определенное количество человек, бронируем места заранее. За два месяца известно, что и где мы будем делать каждые полчаса каждого дня путешествия. В Италии, Франции и Испании предоплата предусмотрена за несколько месяцев вперед. Это сложность, это риск, это наша ответственность.

гастротуризм

Так как гастротуризм только зарождается, в ближайшие несколько лет будет появляться больше клиентов. Будут, естественно, появляться и подражатели, и авторы собственных маршрутов. Рынок будет усиленно наполняться, и начнут создаваться правила игры. Потому что гастротуром иногда называют мероприятие, в котором экскурсии и обеды оплачиваются дополнительно. У нас другой подход: человек платит один раз при покупке тура и больше не достает кошелек.

Или, например, иногда участники каких-то других авторских путешествий сами ездят за рулем. У нас всегда лицензированный автобус с профессиональным местным водителем от транспортной компании. Не представляю себе, как можно посадить непрофессионала, незнакомого человека за руль микроавтобуса, полного людей, и отправить в маршрут по незнакомой для него территории.

У каждого свои правила и взгляды на то, как это делать. Через несколько лет появятся единые общеотраслевые стандарты. Авторский туризм разделится на разные слои: до 1000 евро — одни условия игры, когда участник купил недорогое путешествие, но на месте много доплачивает, когда, возможно, за рулем сидит сам организатор или участники; от 1000 до 2000 евро (это та ниша, в которой мы работаем) будут другие правила, определенный уровень сервиса: хорошие отели, хороший транспорт, хорошие рестораны, эксперты-сопровождающие. И путешественники будут лучше себе представлять, за что они сейчас платят.

Будет больше индивидуальности. Некоторые ездят с селебрити, с популярными людьми в роли лидера, хедлайнера, ради кого собираются люди. Чем больше таких форматов, тем лучше для рынка в будущем, потому что мы все сейчас работаем на увеличение популярности такого понятия, как авторский тур, гастрономический тур, винный тур. И чем больше людей будет покупать, пробовать, узнавать и сравнивать программы, тем быстрее появятся стандарты.

6
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация