Выберите автора

Опыт пансионата для пожилых

Перязева Наталья
г. Москва Социальный предприниматель, основатель пансионата «Дом у парка», владелец детского сада «Семь гномов», генеральный директор и учредитель компании «Группа Лоджик Старс», председатель экспертного совета Государственной Думы по развитию социального предпринимательства
0

Деменции нет только в Африке — просто потому, что там до нее не доживают. У нас с вами она будет с вероятностью 90%. Дома престарелых и направления бизнеса, связанные с гериатрией, — огромная ниша, в которой есть большой потенциал для развития и большая потребность со стороны общества.

ФОРМАТ

Как правильно назвать «Дом у парка», и когда он возник? Есть ли у него филиалы?

— «Дом у парка» — это пансионат, который оказывает услуги по уходу и присмотру за пожилыми людьми. Возник в 2015 году. Филиалов нет, но я готова делиться опытом.
Это актуально в первую очередь не для столиц — в Москве рынок если не перенасыщен, то очень хорошо насыщен, точно перенасыщен в Питере и очень свободен по стране. Это голубой океан.

Если говорить о целевой аудитории, это собственно пожилые или это все-таки их
дети?

— Это дети, внуки и правнуки. Редко — сами пожилые. Уровень достатка не имеет значения, скорее, уровень образованности. Достаток — дело наживное, а интеллигентность, образованность — тоже наживное, но наживается гораздо дольше и теряется тяжелее.

А каков порядок цен?

— От 1600 до 5000 рублей в сутки. 1600 рублей в сутки— это проживание с кем-то в комнате и проживание, которое практически не требует каких-то особенностей в уходе. То есть когда человек условно способен обслуживать себя сам. Путь он не может приготовить еду или сходить в магазин, но при этом он понимает все, что с ним происходит. Или, если не понимает, хотя бы принимает участие в самообслуживании.

Как организован досуг в «Доме у парка»?

— Здесь есть план-график, в рамках которого ежедневно что-то происходит. Когда-то это активность физическая, когда-то интеллектуальная, когда-то — творчество. Каждый день что-то интересное — общение есть всегда. В этом, собственно, и есть наше отличие от других: мы сохраняем естественный жизненный уклад. Можно поиграть в карты, сходить на рыбалку, сходить, по возможности, в театр. Выехать в церковь — кому это нужно. Просто погулять, кроликов покормить.

Фото снаружи - Опыт пансионата для пожилых

А сколько человек у вас живет сейчас?

— 15 или 16. Количество все время меняется — люди заезжают, уезжают. У нас есть не только формат постоянного размещения, что тоже отличает нас от многих.

То есть можно уехать в командировку на год, а папа пока поживет у вас?

— Даже на неделю, потому что за неделю тоже можно умереть одному в доме.

То есть это именно пансионат, а не дом престарелых?

— В российской действительности это одно и то же. У нас не медицинское учреждение, и поэтому, наверное, для вас это может называться не домом престарелых. Мы не совсем дом отдыха, потому что контингент у нас специфический, с учетом возраста и диагнозов. Процент подверженных деменции очень высокий, соответственно, особенности ухода корректируются согласно диагнозу.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Про персонал: легко ли его найти?

— Кадры — сложный вопрос во всех отраслях и во всех регионах. Персонала не
хватает, но так скажет любой руководитель.

Кто у вас работает, как подбираете?

— У нас есть определенные критерии. Например, чистая русская речь.
Вероисповедание и разрез глаз не имеет значения, но речь должна быть понятной. Мы не можем требовать от человека, который занимается всю жизнь уходом, знания законов высшей математики и доказывания теорем, литературы и философии. Но более-менее складная русская речь без акцента, без очевидных ошибок — это то, что необходимо. Думаю, это более всего характерно именно для пожилых в Москве: они консервативны.

А есть система контроля персонала?

— И отбора, и контроля. Воронка тех, кто пришел на собеседование, и тех, кто остался, очень большая. Мы не берем каждого, кто захотел.

Сколько людей работает в «Доме у парка»?

— Около десяти.

Что насчет партнеров и конкурентов?

— Партнеры обычно не из нашей сферы, потому что сложно партнериться в рамках одной отрасли. Конкурентов в Москве сколько угодно. Сотни.

Как вы к ним относитесь?

— По-разному. Есть добросовестная конкуренция, есть недобросовестная. Есть места, куда можно пойти жить самим, есть такие, куда злейшего врага не отправишь.

Насчет клиентов, тех, кто проживает у вас. Кто они?

— Они очень разные. Это может быть профессура, могут быть люди среднего уровня, например, медсестры. Если мы говорим о женщинах, то в большей степени это высокий уровень образования, домохозяек почти нет (да и в той в стране, где они росли и взрослели, в принципе не было много домохозяек). Если говорить о мужчинах, здесь ситуация совсем непредсказуемая. Мужчин в разы меньше — они редко доживают до такого возраста.

МЕНЯТЬ ОТНОШЕНИЕ

Нужно говорить о качестве услуг в сфере присмотра и ухода за пожилыми людьми. Нужно учить общество, человека, семью, что такое хорошо и что такое плохо.

Что бабушка, сидящая дома сутками одна, — это плохо. Что если видишь пожилого человека, который медленно пересчитывает мелочь на кассе, не злись, а помоги.

Во времена нашего детства тимуровские бригады и дружины бегали бабушкам за хлебом, пусть раз в неделю, но на один день в неделю у бабушки было меньше тяжелых сумок и меньше риска. Над этим можно и нужно, на мой взгляд, работать, особенно когда мы говорим о воспитании.

Если мы коснемся этих тем с детьми и подростками, есть шанс, что, во-первых, они сделают выводы относительно старших поколений, а во-вторых, обратят на эти поколения наше внимание. И к нам эта информация придет не из внешних источников, не через слоганы на билбордах, а через наших детей — а здесь мы гораздо восприимчивее.

На мой взгляд, крайне важно заниматься именно такой образовательно-просветительской деятельностью относительно более молодых, более свободных мозгом поколений, которые будут жить, взрослеть и получать профессию уже со знанием особенностей людей пожилого возраста.

Опыт пансионата для пожилых

Если говорить о маркетинге, каким он должен быть? В чем ваше уникальное торговое предложение?

— Прежде всего, в том, что мы оказываем услуги истинно сопровождаемого проживания. Это значит, что человек остается самостоятельным так долго, как может, и не чувствует себя лишенным самостоятельности. Зависимым он себя, конечно, чувствует: если ему не предложат утром тарелку каши, вот он и зависим — от отсутствия тарелки каши. Но при этом он не лишен самостоятельности: может в любое время пойти гулять, в гости к соседям или покурить, если он курит.

Какие каналы продвижения вы используете?

— Наверное, самый качественный канал продвижения — все-таки сарафанное радио, потому что это экспертиза знакомого человека. Сфера очень тонкая. Признаться, что ищешь дом престарелых для собственной матери, не каждый может. Соответственно, если уж кто-то кого-то о чем-то спрашивает и получает ответ, то понимает, что они в одной лодке. Кто-то это решение уже принимал. Значит, какой-то отсев уже был. Это могут быть опять-таки рекомендации, но в соцсетях.

Мы пробовали прямую рекламу, но это дорого. Единственное, что у нас в свое время очень хорошо сработало, — реклама на маршрутках. В этом случае ты достигаешь глаз того, кому это действительно надо, остальные пропустят. И нет конкуренции ставок, которые мы видим в интернете. В Москве этот инструмент больше не работает, но это не значит, что он не работает в регионах.

СФЕРА БИЗНЕСА

Если говорить об этой сфере как о бизнесе, то насколько это бизнес?

— Это бизнес, который может приносить до 25% чистого дохода. Годового. Может не приносить: здесь нельзя планировать, потому что человек не будет ставить тебя в известность, когда соберется покинуть этот мир. Это естественная зона риска.

И плюс меняются возможности плательщика?

– И экономическая ситуация, верно. Но это все равно бизнес — еще и потому, что здесь есть конкуренция. Для услуг это плюс: чем они качественнее, тем сильнее ты отстраиваешься от конкурентов.

Опыт пансионата для пожилых

— А еще конкуренты помогают развивать саму нишу, сам феномен.

— Да. Это бизнес, потому что во всех взаимодействиях с органами власти это бизнес.
Никто не относится к этому как к благотворительности. Все по-честному.

— Если говорить о вашем бизнесе, у вас достаточная эффективность.

— Это достаточно эффективно для нанобизнеса. Но если бы это был не нано-, а хотя бы микробизнес, процент сократился бы до 15. Когда он станет малым бизнесом, процент сократится до 10.

Насколько сложно стартовать в этой сфере?

— Я думаю, это касается любой сферы: стартовать сложно ровно настолько, насколько хватает сил и характера. Все, в конце концов, упрется в психологию.

А у этой отрасли, как у отрасли в целом, какой главный вызов? В чем ее главная проблема?

— Психология общества. Это главная проблема. У нас «сдать» маму, папу, бабушку, дедушку в дом престарелых — это практически смертный грех. При этом нормально запереть их дома на целый рабочий день. А то, что в это время мама, папа, бабушка или дедушка лекарства не пьют, газ могут открыть, из дома выйти и потеряться, не является осязаемой опасностью.

Психология нашего общества отличается большой жертвенностью, хотя наши жертвы, как правило, никому не нужны. Признать, что ты имеешь право что-то не знать, — большая работа над собой. А имея право что-то не знать, ты имеешь право просить помощи. И не где-то на черном рынке, а у профессионалов. Для этого надо показать, что эта профессиональная помощь существует. А большинство учреждений ухода не сильно себя и афишируют.

У нас есть проблема в имидже отрасли. Мало того, что плохо отдавать в дома престарелых, но еще и дома престарелых в общественном сознании плохие. Типичная ассоциация, что это такой микс из тюрьмы с больницей для умалишенных. Это, наверное, в ряде случаев недалеко от истины. Но далеко не во всех случаях. Более того, есть хорошие государственные дома престарелых, про которые просто никто не знает.

ИСТОРИЯ ПРО БИЗНЕС?

Малоизвестный факт, что после сорока лет у женщин начинают постепенно отмирать вкусовые сосочки на языке. Что это значит? Вкус пищи приобретает новые свойства — или теряет их. Часта практика, когда приезжает вся семья в гости к бабушке, а бабушка пересолила обед. Не потому, что у нее соли много, а потому, что ей иначе уже невкусно.

Что видит общество? Невкусно — есть невозможно! А если вы знаете об этом факте, то, как более молодые члены семьи, скажете: «Мам, не соли вообще, поставь солонку, каждый сам в тарелке посолит». И это будет лояльно и понятно. Если же мы злимся, мы переходим в систему латентного насилия в семье.

Знаете, почему эта история про бизнес? Потому что она и подобные ей развивают инфраструктуру. Это не о том, как срубить денег сейчас, а о том, как продолжать их зарабатывать в периоде. Если ты — юное создание с амбициями ресторатора знаешь об этом факте, то натаскаешь свой персонал так, чтобы, если даме за сорок, предложить то, что ей точно понравится.

Что еще мешает развиваться отрасли?

Еще одна проблема — отсутствие хотя бы каких-то регламентов работы. Например, деятельность детских садов очень регламентирована. Если мы говорим про дома престарелых или аналогичные учреждения, здесь пустыня, которая дает место для фантазии. И фантазия далеко не всегда идет на пользу тем, кто с этим сталкивается и с одной, и с другой стороны. Получается, с одной стороны, все боятся регламентов, лицензирования и сертификации. С другой, какой-то стандарт должен создаваться, и он должен соответствовать времени.

Нормальный инвестор не пойдет в зону полной неизвестности. Туда пойдут либо
сумасшедшие, либо меценаты-филантропы, для которых это 0,001 процента расходов, и можно рискнуть, но таких очень мало. А значит, сфера не может развиваться.

То есть, как представитель отрасли, вы заинтересованы в том, чтобы она развивалась?

— Однозначно. И даже не как представитель отрасли, а как человек, который, многовероятно, постареет здесь, в этой стране. Моя деловая карьера, надеюсь, по длительности не совпадет со сроком жизни. Мне тоже нужен покой. Я думаю, что есть возраст, когда интересы могут быть более разнообразными, не только забота о других.

1
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация