Выберите автора

Как лучше понять иностранного партнера

Плотникова Ирина
г. Нижний Новгород Сертифицированный специалист по кросс-культурному менеджменту itim international, консультант по кросс-культурным коммуникациям в «ТРИ-К»
0
№ 03-04 (6)

Известно, что трудней всего переходят государственные границы юмор и модели обучения. Почему это происходит?

Помните старый анекдот про конкурс на лучшее название статьи про слонов? Американец озаглавил статью: «Как научиться разводить более крупных слонов». Испанец: «Техника боя слонов». Француз: «Любовь у слонов». Немец: «История происхождения и эволюция жизни слонов за последние 600 лет». Русский: «Россия — родина слонов».

Анекдот в разных странах пересказывался в различных вариациях, но неизменно одно: он очень точно отражал особенности национального мышления. Р. Льюис, специалист в области межкультурного взаимодействия, рассказывал, что в Хельсинки добавили следующий заголовок: «Норвегия и норвежские горы». Финны, шведы и датчане находили этот заголовок просто уморительным. А вот норвежцы не находили в нем ничего смешного.

КЕЙС ОТ «ЛЕГО»: ПОРЯДОК ИЛИ ТВОРЧЕСТВО?

Не очень весело было и компании «Лего», когда она обнаружила, что американские дети собирают их конструкторы совсем не так, как немецкие.

Приученный к порядку, немецкий ребенок аккуратно открывал коробочку, раскладывал все элементы по цветам, доставал буклет и читал его внимательно от корки до корки прежде, чем приступить к «строительству».

Американский малыш вываливал все детальки в одну кучу на пол. И тут же приступал к творчеству, не обращая внимания на картинки в инструкции.

Пришлось пересматривать всю наработанную в Германии стратегию продвижения для того, чтобы завоевать новый рынок.

Как вы думаете, что сделал знаменитый бренд, чтобы повысить продажи в Америке в несколько раз?

КАК МЫ МЫСЛИМ

Многие, наверное, слышали про типологию Майерс-Бриггс (Briggs Type Indikator — MBTI), а может быть сами проходили этот тест определения личности. Он показывает, какой психотип преобладает у человека.

Выделяют четыре противоположные пары:

  • экстраверсия — интроверсия;
  • здравомыслие — интуиция;
  • логичность — чувствование;
  • рассудительность — импульсивность.

Они могут комбинироваться в разных сочетаниях:

  • I (Интроверт/Introverted);
  • E (Экстраверт/Extroverted);
  • S (Ощущающий/Sensing);
  • N (Интуитивный/Intuitive);
  • T (Думающий/Thinking);
  • F (Чувствующий/Feeling);
  • J (Решающий/Judging);
  • P (Воспринимающий/Perceiving).
Иллюстрация - Образование: трудности перевода

Тест легко найти в интернете вместе с подробными характеристиками каждой личности. Поэтому кратко.

Типология объясняет, как каждый психотип себя ведет, принимает решения, воспринимает и обрабатывает информацию. Ее часто используют кадровые службы при отборе персонала.

Можно по-разному относиться к опроснику. Он не раз подвергался критике, и для этого, на мой взгляд, есть основания. Например, военный исследовательский институт (Army Research Institute, США) после проведения по поручению армии США исследований MBTI сделал заключение о его непригодности для профориентации.

Но сейчас не об этом. Нас интересует, какой способ обучения предпочитает каждый психотип. И есть ли отличия между культурами. А на этот вопрос тест ответ дает.

При проведении тестирования в разных странах оказалось, что в англоязычной части Канады большинство людей чувствующих/интуитивных и думающих/интуитивных, во французской ее части — думающих/интровертов. Во Франции — думающих/воспринимающих, как в Словакии и Чехии. В Греции большую часть составляют интуитивные экстраверты. В США — экстраверты/ощущающие и экстраверты/чувствующие.

Результаты исследований среди американских индейцев, афроамериканцев, белых американцев и русских также показали значительные отличия в предпочитаемых стилях обучения.

Есть цифры, что в России около 50% людей — ощущающих/воспринимающих, которые не собирают информацию о реальности детально, а действуют по принципу «поживем — увидим». 25% — интуитивных/ощущающих: доверяют своей интуиции больше, чем логике, причем ощущают этот мир субъективно.

КАК МЫ УЧИМСЯ

А теперь задумаемся, если все теории и практики обучения разрабатываются и приходят из Америки, применяются, к сожалению, большинством тренеров без адаптации, а все такие разные, какой эффект может быть от такого обучения?

Дети с мышлением не рождаются, так как мышление — это процесс познания закономерностей окружающего мира. Когнитивные процессы (мыслительная деятельность), с помощью которых происходит процесс восприятия и обработки информации, не универсальны.

Система мышления формируется и развивается в социальном контексте, где растет ребенок. Сначала родителями. Потом за дело принимается школа и вузы, которые в каждой культуре пытаются подогнать всех под один стандарт, нормы и шаблоны. Школа развивает такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция.

«Вот почему я всегда говорю предпринимателям: хотите все знать о мышлении своего потенциального партнера, читайте про то, как устроена система образования в его культуре. Ведь людям с разными способами мышления требуются разные аргументация и тактика убеждения».

Вот еще одна картинка, из моей практики. И это не единственная история.

Дочь одного предпринимателя (умница, отличница, шла на золотую медаль) собиралась поступать в британский университет и должна была отправиться перед поступлением на 2 года на учебу в Англию. Я тогда курировала эту поездку.

Приезжает через полгода на каникулы, рассказывает: «Я там по математике первая в классе, я знаю столько, сколько им и не снилось. Но как только начинается бизнес-практика, я перестаю соображать. Они так ловко создают воображаемые фирмы, продумывают стратегию продвижения, анализируют плюсы и минусы проектов! Я просто чувствую себя тупицей».

Иллюстрация - Образование: трудности перевода

Американцы тоже учатся и учат через действие. Вот цитата из рассказа нашего соотечественника, который получал МВА в одной из американских бизнес-школ. Цитирую по памяти.

«Основной учебный материал — это бизнес-кейс. Никаких лекций. Ответы на стоящие перед персонажами кейса вопросы студенты готовят дома. Первый вопрос профессора задает тон дискуссии, студенты высказывают аргументы за и против. Профессор направляет дискуссию. Профессор не дает готовый ответ, он подводит к нему. От преподавателя требуется уникальная квалификация. Нужно гибко и с юмором вести дискуссию с группой в 50-60 человек.

От учеников требуется навык аргументирования только по делу и существу. Для многих — непосильная задача. Ты подготовил реплику, тебя не вызвали, значит, нужно готовить новую. Ты все время в напряжении. Молчать нельзя. Твое участие в дискуссии — это 50% твоей оценки. Так готовят СЕО. И дисциплин таких 10».

Много ли у нас таких профессоров-виртуозов в России?

В КАКОЙ СИСТЕМЕ МЫ ЖИВЕМ

Но дело не только в отличиях протекания когнитивных процессов.

Почему не всегда работают тренинги по тайм-менеджменту, построенные по американскому образцу, за которые компании выкладывают немалые деньги?

Мы живем совершенно в разных с американцами системах времени и измеряем его разными мерками. У них жесткая, линейная, у нас гибкая и резиновая.

Как-то на одном из тренингов, как раз после разговора об отношении ко времени в разных культурах, ко мне подошла участница, коммерческий директор довольно крупного предприятия. Предупредила, что после обеда ей надо уйти, потому что ее вызывает руководитель.
— Разве он не сам вас отпустил сегодня до 18 часов? У вас не было тренинга по тайм-менеджменту в компании? — пошутила я.
— Были, целых три, — кивнула она. — Но после каждого все опять возвращается на круги своя.

Чтобы поменялись привычки, сначала надо изменить убеждения и ценности, причем не у одного человека, а в системе.

Смотрите.

Казалось бы, обе нации, французы и американцы, по своим ценностным ориентациям индивидуалисты, но вот система управления результатом по целям, всем известная, как МВО (Management by Objectives), французами категорически отвергалась. Потому что иерархическая модель управления во Франции построена на отношениях и взаимозависимости. Что говорить о нас, коллективистской культуре! KPI до сих пор остается проблемой во многих компаниях. Разве нет?

Сами американцы не скрывают, как тяжело внедрялись у них японские методы управления, когда началась их интервенция в 80-х годах прошлого столетия. И не мудрено. Во-первых, разное мышление и мировоззрение. Во-вторых, уже тогда японцы тратили на обучение одного занятого в 3-4 раза больше, чем американцы — 8 часов в неделю: 4 рабочих и 4 личных.

Сейчас, когда взоры наших компаний повернулись к Стране Восходящего Солнца и ее методам обучения, возможно ли, чтобы собственники расщедрились на такое количество, а сотрудники тратили еще и личное время — вот в чем вопрос.

Последний пример для сравнения, потому что продолжать можно до бесконечности.

Любой в России и США может открыть автомастерскую в любой момент, когда захочет. В Германии ты должен сначала 3 года побыть учеником, затем поработать 3 года автомехаником, отучиться несколько месяцев, чтобы сдать экзамен Meisterprüfung, который позволит тебе открыть собственный сервис. То же самое требуется для многих других профессий, например, сапожника.

Иллюстрация - Образование: трудности перевода

Да, а что же «Лего»?

Компания стала вкладывать в коробки для американских детей не инструкции, а карту роста, которая показывала, как будет расти креативность и чего можно достигнуть с каждой новой купленной коробкой.

Не напоминает ли вам эта карта еще один метод обучения — модель GROW («Расти»), автором которой является Сэр Джон Уитмор — британский автогонщик, создатель знаменитой модели коучинга, которая у нас сейчас набирает популярность. Кстати, изучал психологию в США после окончания карьеры.

Только всем ли дано стать великими гонщиками?

0
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация