Выберите автора

Как научить руководить другими и самим собой

Резник Семен
г. Пенза Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования
0
№ 7

В 1993 году у выпускников школ Пензенской области впервые появилась возможность стать профессиональным менеджером. Конкурс был необычайно высокий: десять медалистов на каждое место. Отбирали лучших из лучших. Учили быть лидерами. Сейчас выпускники кафедры «Менеджмент» ПГУАС занимают высокие должности в регионе и в России, владеют бизнесом. Бессменный заведующий кафедрой С.Д. Резник рассказывает, кто такой лидер и как его учат быть успешным.

Семен Давыдович Резник, по образованию инженер-строитель, окончил Пензенский инженерно-строительный институт. Доктор экономических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии Правительства РФ в области образования за учебник «Управление в строительстве», автор ряда реализованных инновационных образовательный проектов, многих учебников, научных монографий и статей. Почти 25 лет возглавлял Институт экономики и менеджмента ПГУАС и более 25 лет руководит кафедрой «Менеджмент».

КАК ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ В СТРАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Начинали практически с нуля. По многим направлениям просто не существовало методик преподавания. Мы сами их разрабатывали методом проб и ошибок. Менеджеров, по большому счету, тогда нигде не готовили. Все это было непросто. В стране модно было открывать факультеты менеджмента, а учить студентов было некому. Сейчас написанные нами учебники, на которых стоят рекомендательные грифы Минобрнауки РФ, есть во всех вузах страны.

Я сам оканчивал Пензенский инженерно-строительный институт, в Москве работал заведующим отделом трудовых ресурсов Всесоюзного научно-исследовательского института труда в строительстве. В то время слова «менеджер» не было. Государству не было выгодно, чтобы кто-то глубоко вникал в вопросы управления. Мы были больше исполнителями, организаторами исполнения чьих-то решений. Задачи перед нами ставились сверху. В этом главное отличие: ведь менеджер должен уметь самостоятельно принимать решения, исходя из обстоятельств. Он должен обо всем думать, уметь анализировать, вести за собой людей.

Научить, воспитать таких людей стало нашей задачей.

КАК КАФЕДРА РОСЛА ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ

Было начало девяностых, которыми сейчас детей пугают. СССР распался, а Россия тяжело открывала для себя рыночные отношения; старые связи и схемы, порожденные плановой экономикой, уже не действовали. Нужны были люди с новым мышлением, но, в то же время, родители даже слова «менеджмент» боялись.

Мы создали на базе 58-й школы Пензы «Академию юных менеджеров». И первыми учениками стали не дети больших начальников, а те, кого мы набирали по крупицам, по одному. Это были школьники 8-9-х классов с организаторскими способностями, имеющие живой, пытливый ум и при этом порядочные. Позже филиалы нашей академии заработали в Кузнецке, Сердобске и Заречном.

Главное наше отличие было в том, что мы не занимались голой теорией. Учили не по книжкам. Бизнесу учились у бизнесменов, менеджменту у менеджеров, сферу культуры постигали с работниками театра. Чтобы познакомиться глубже с религией, привел им священника в рясе, директор школы тогда чуть в обморок не упала! Это сейчас обычное дело, а тогда было нарушением всех неписанных правил.

Плюс к этому организовали свой молодежный экономический лагерь, где имитировалась жизнь государства, было свое молодежное фермерское хозяйство, где без всяких поводырей подростки сами учились ухаживать за природой, за собой.

Как-то плавно количество перешло в качество, кафедра становилась на ноги. Наши первые преподаватели — это пять человек, которые в 1993 году взялись за новое для себя дело — подготовку профессиональных менеджеров. До этого мы работали на кафедре «Экономика, организация и управление производством».

Состав кафедры на юбилее
Как научить руководить - кафедра менеджмент в цифрах

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ — МЕНЕДЖЕР

В фильме «Красотка» есть момент, который хорошо описывает суть — девушка спрашивает главного героя, топ-менеджера: «Вы что же, ВСЁ планируете?» И он отвечает: «Стараюсь планировать».

Чтобы управлять людьми, процессами, нужно в первую очередь научиться управлять собой.

Прежде всего, конечно, теория. Это база. Профессиональные знания. Наши студенты изучают громадный перечень управленческих дисциплин. Но это не все.

Вот взять, например, персональный, то есть ориентированный на самого себя, менеджмент. Как оценить глубину усвоения материала? Теоретически, казалось бы, все просто: приходит время экзамена, и студенты отвечают на вопросы билетов, но у меня это все на втором плане — сначала покажи, как ты этим пользуешься? Как ты это понял? Как это тебе помогает?

Если этого нет, тогда не о чем говорить. Это тебе не математика, не химия, не физика, где надо формулы знать. Это жизнь, это работа с собой, это работа с людьми. Либо ты это делаешь, применяешь на практике ежедневно, либо…

У нас есть самоуправляемый студентами Институт студенческих лидеров, где организовано около сорока студенческих фирм, в которых студенты на практике делают то, что будет в реальной жизни.

Это наше принципиальное отличие — во многих вузах студентов «выпускают», и только тогда они сталкиваются с реальными проблемами. А мы их с этими проблемами сталкиваем уже на младших курсах. Задача — чтобы за первые два года с точки зрения личной организованности все вровень встали. А это не простая задача, ведь они приехали из разных городов и деревень, из разных семей. Где-то мама профессор, где-то мама доярка. Это же все влияет на развитие человека. Мы это дело подтягиваем. Именно вниманием к людям и к их практической деятельности. Я и с родителями плотно работаю. Это наши устои, на которые мы опираемся.

Знания и навыки — это важно, но и это еще не все. Настоящий бизнес невозможен без порядочности и культуры поведения. За годы существования кафедры мы выпустили 2000 порядочных людей, и этим гордимся.

Выставка книг - статья "Как научить руководить"

ВСЕ ТОНКОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

Неполадки в системах управления различными сферами жизни нашей большой страны видны невооруженным глазом. Они появляются, потому что время меняется, а если есть неполадки в системе, тогда все начинает рушиться. Я это вижу на ранних этапах и учу видеть это других, ведь моя научная специальность – управление в социальных и экономических системах.

На нашей кафедре мы исследуем три основные сферы — менеджмент в строительстве, менеджмент в высшей школе и менеджмент в науке, в системе подготовки научных кадров.

Вот, к примеру, в вузах стали учить менеджеров, а кто менеджеров высшей школы учил? Например, заведующих кафедрами? Как быть заведующим, а не только математику или биологию знать? Кто такие в большинстве своем были деканы и ректоры тогда, да и в большинстве своем сейчас? Чаще всего это ученые, спецы в своих учебных дисциплинах, но ведь вуз — это предприятие, им руководить надо!

Менеджмент пронизывает практически все сферы жизни. Возьмем менеджмент в семье и в домашнем хозяйстве. Дворян этому обучали: как вести дом, как считать деньги. Но затем наступил социализм, когда не давали умереть с голоду, но и богатым не давали быть, люди жили по принципу — знать, где «выбросят» на продажу сапожки, через кого и каким способом можно что-то купить или достать, а это совсем другая наука. Сейчас, если будешь неграмотно вести дом, то и с голоду помрешь.

И наконец — персональный менеджмент, то есть тот, что направлен на самого себя. Наука о том, как самому руководить своей жизнью, своим временем, своими делами, как стать и быть организованным человеком. Именно это отличает успешных деловых людей.

КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА?

Мы стараемся выпускать менеджеров, за которых не стыдно, которыми мы и страна гордимся. Они нужны, они востребованы, и это сама жизнь доказала и показала. Однако в последние несколько лет политика нашей страны в образовании сделала резкий разворот.

Спрос на обучение менеджменту высок, но чиновники от образования посчитали, что нужно развивать другие направления: инженерные, технические. Минобрнауки в буквальном смысле перекрывает региональным вузам кислород, лишая бюджетных мест на это направление. За обучение менеджменту нужно платить, и это, на самом деле, большая беда.

У меня было раньше сто бюджетных мест, и на каждое место претендовало десять медалистов. Вот с такими ребятами я работал. Поэтому была замечательная экспериментальная база для отработки наших образовательных проектов для всей страны, где мы наработали массу образовательных инновационных технологий.

У самых сильных школьников была возможность поступать к нам на бюджетные места и потом в жизни выглядеть нормально. Они поступали по уму, а не по деньгам. А теперь надо за учебу платить, поэтому и уровень поступающих значительно уступает тем ребятам.

А стобалльники, медалисты поедут поступать в столицу или в другой регион. Большинство не пропадет, но они будут работать там, а не на своей родине. Я считаю, для региона это самая большая проблема – возвращать тех, кто куда-то уезжает учиться.

Я думаю, сокращение бюджетных мест — мера временная, это определенный перекос, крен в другую сторону, и рано или поздно все встанет на свои места. Ведь политика образования — это одно, а рынок труда — совсем другое. Биржа труда показывает, что сегодня менеджеры и маркетологи – одни из самых востребованных профессий. Хорошие менеджеры на вес золота. Их ищут, они нужны всюду. Бизнесу необходимы хорошие управленцы, это доказывает, например, огромное внимание к конкурсу «Лидеры России». Вот таких, хороших менеджеров, мы все эти годы и стараемся готовить.

5
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация