Выберите автора

Как вырастить инноватора?

Чернов Сергей
г. Пенза Директор ЦМИТ «От идеи до модели», директор АНО «Федерация детского технического творчества»
0
№ 7

Они востребованы за рубежом, на них рассчитывают в правительстве России, когда говорят о технологическом прорыве. Большинство русских ученых, которым сейчас больше 35 лет, делали первые шаги в науке в кружках юных техников. Но эта статья не о ностальгии, а о будущем.

ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ЛЮБИШЬ

В 80-х годах прошлого века при Доме пионеров №1 было значительное количество технических кружков, на любой вкус: авто-, авиа-, судо- и ракетомодельные, а также картинг, мотокружок и радиоэлектроника. Я посещал авто- и судомодельные. Нужно сказать, что в СССР была великолепно организованная система дополнительного образования детей, в том числе в технической сфере. Она готовила обществу, экономике, стране технически грамотных, образованных, творческих, целеустремленных детей. В каждом районе Пензы было как минимум по одному авто-, судо-, авиамодельному кружку.

Сегодня от этой системы практически ничего не осталось. Специально, конечно, ее никто не губил, но низкие зарплаты, отсутствие должного финансирования материально-технической базы сделали свое дело. А главное, передавать знания детям стало некому.

Это не очередное высказывание на тему «как у нас все плохо», а простая констатация факта. А факты, как известно, вещь упрямая.

Я занимался в кружках, мама работала воспитателем в детском саду. Я иногда помогал ей с малышней, а в школе был вожатым, нравилось возиться с пионерами. Ни того Дома пионеров, ни детского сада, где работала мама, уже нет. Но, похоже, дело свое они сделали. И я стал тем, кем я стал.

До 2014 года, более десяти лет, я работал на руководящих должностях в Пензенских филиалах страховых компаний федерального уровня. Карьеру, вроде, сделал, но чего-то не хватало. И вот однажды я решил, что пора поработать «для души» — посвятить остаток жизни любимому делу.

Работать с детьми — это мое. Дело это важное и нужное. Начал со своих сыновей и их друзей, учил их, по сути дела, тому, что меня самого так сильно увлекало в их возрасте в кружках юных техников. Это приносило массу удовольствия и постепенно переросло в нечто большее.

К тому времени, в 2012 году, был организован и открыт первый в России Центр молодежного инновационного творчества «От Идеи до Модели», руководителем которого я и являюсь. Можно наговорить много умного, пафосного, а мне просто нравится этим заниматься. Увлеченность своим делом считаю главным фактором успешности этого самого дела. С некоторых пор я очень хорошо осознаю слово «призвание». Вовлечению детей в техническое творчество посвящаю значительную часть своего свободного времени.

Сегодня на всю Пензу один авто-, один судо- и пара авиамодельных кружков. Авто- и судомодельные кружки созданы по моей инициативе и при моей финансовой поддержке. Если этими вопросами не начнет заниматься система, дальше будет еще хуже. Хотя, как известно, направления «Автонет», «Маринет», «Аэронет» являются ключевыми направлениями НТИ (национальная технологическая инициатива), поддерживаемыми на самых высоких государственных уровнях, а детские авто-, авиа-, судомодельные кружки —это начало пути в данном направлении. Предложение было озвучено давно и не раз. Надо разрабатывать региональную программу развития детского технического творчества. Задачи, сроки, источники финансирования, результаты, ответственность за результаты.

ЧТОБЫ РАБОТАЛА ГОЛОВА, НУЖНО НАУЧИТЬ РАБОТАТЬ РУКИ

Основа будущих успехов закладывается еще в детстве. Нужно увлечение научно-техническим творчеством вместо игры в бесконечные стрелялки и зависание в соцсетях. Сейчас компьютерный век, телефоны, ноутбуки, интернет, интернет и еще раз интернет… Скоро в роботов превратимся все, наверное.

Конечно, все это хорошо, без этого уже невозможно жить, но нашим детям необходимо техническое развитие! Они должны уметь мыслить, представлять, как можно самому сделать деталь, и, главное, они должны это делать своими руками. Благодаря полученным знаниям и навыкам ребенок в будущем может стать дизайнером, инженером и, возможно, даже изобретателем, предпринимателем.

Примеров много, но я приведу лишь один: главный конструктор, предприниматель и единственный в России производитель автомодельного шасси профессионального уровня в масштабе 1:10 Олег Бабич. Начинал он с того, что когда-то, будучи пионером, занимался в кружке технического творчества. Сейчас его компания производит модели под торговой маркой Awesomatix, которые конкурируют на мировом рынке с такими монстрами индустрии, как HPI, XRAY, Team Associated. Пилоты радиоуправляемых автомоделей мирового уровня с успехом участвуют в различных соревнованиях на моделях Awesomatix.

Все начинается с развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики — залог развития интеллекта ребенка! Ученые доказали — чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает!

Мелкая моторика включает в себя целый комплекс движений, выполняемых пальцами и кистями рук. Однако это не просто движения, это взаимодействие нескольких систем одновременно — нервная, мышечная и костная. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет выполнять даже самые мелкие движения точно и уверенно. Помимо, казалось бы, простых движений, мелкая моторика оказывает сильное влияние на развитие ребенка в общем, а именно:

• на развитие речи
• органы зрения
• нервную систему
• внимание, память, мышление
• ловкость и скорость реакции
• концентрацию, логику и воображение

Усидчивость и расположенность к ручному труду — еще два немаловажных навыка, которые однозначно будут полезны ребенку во взрослой жизни, какую бы профессию он ни избрал.

Из собственного опыта могу сказать, что заниматься с ребенком техническим творчеством можно начинать с 2,5-3 лет. Образовательные и досуговые структуры занимаются с детьми в возрасте, как правило, от 6-7 лет.

С большой долей вероятности, девяти из десяти мальчишек и девчонок будет интересно техническое творчество. Пробовать однозначно стоит. Однако нужно понимать, что результаты и эффект будут только при личном участии и заинтересованности родителей в процессе. Иначе можно впустую потратить много ресурсов и не получить никакого результата.

В автомодельном кружке мы учим детей разбирать и собирать автомодели, создавать собственные проекты, клеить, сверлить, пилить, разбираться в чертежах. И это лишь малая часть получаемых навыков и знаний. Все это позволяет сформировать фундамент технического развития для ребенка. У него развивается пространственное мышление, он начинает понимать, что и как устроено в модели, видит, трогает, осознает. Далее ребята создают собственные проекты, здесь у них расширяется кругозор, развиваются творческие способности.

Часто видя, чем ребята у нас занимаются, родители спрашивают: «И что, потом он станет слесарем?» Не факт, хотя уже сегодня высококлассный слесарь — весьма уважаемый и высокооплачиваемый специалист. Во время занятий в технических кружках дети познают мир, учатся учиться, общаются со сверстниками в «правильных» компаниях. А это точно каждому пригодится, кем бы он ни стал.

ЦМИТы — СТАНЦИИ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ХХI ВЕКА

Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) — это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок — бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.

Российские ЦМИТ являются аналогом известного международного проекта FabLab, который инициировал Массачусетский технологический институт (MIT).

В России проект по созданию ЦМИТ стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». Его цель — обеспечить детям и молодежи бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ

При моей помощи и поддержке было организовано более десятка ЦМИТ, как на территории Пензенской области, так и за ее пределами. Значительная часть ЦМИТ располагаются при образовательных учреждениях. Благодаря программе развития ЦМИТ-сообщества, реализуемой министерством экономического развития России, при поддержке правительства Пензенской области образовательные учреждения региона получили инвестиции в развитие детского технического творчества на несколько десятков миллионов рублей. Это современное оборудование цифрового производства, компьютерная техника, расходные материалы, доступ к которым имеют многие заинтересованные в занятиях техническим творчеством дети.

При организации ЦМИТ субъект малого бизнеса получает поддержку на формирование материально-технической базы, взамен обязуясь в течение десяти лет обеспечивать работу центра. По сути, ЦМИТ являются бизнес-структурами и имеют возможность зарабатывать, ведя предпринимательскую деятельность. Обучение детей навыкам предпринимательства, пожалуй, важная, но не основная задача ЦМИТ.

В сентябре 2018 года, будучи на очередной ежегодной конференции ЦМИТ в Альметьевске, я смог познакомиться с опытом работы одной из местных школ-пансионатов, где дети в возрасте от 14 лет буквально погружаются в техническое творчество. Днем они, как обычные дети, постигают науки за школьными партами, а в свободное время с удовольствием занимаются проектной деятельностью, участвуют в соревнованиях, постигая опять же на простом детском интересе технические науки. С 2019 года в данной школе планируется организация пансионата для сотни талантливых и увлеченных техническим творчеством детей из других регионов. Подобное учебное заведение имеется и в соседней Республике Мордовии. Там учатся, в том числе, и наши пензенские школьники.

В первую очередь мы должны показать детям направление движения, научить их творить, выдумывать, пробовать, а в дальнейшем и до коммерциализации идей недалеко. Предприниматель – это прежде всего творческий, умный, способный на нестандартные решения человек. Техническое творчество как раз способствует полноценному развитию этих качеств в человеке с раннего возраста.

КАК ОТКРЫТЬ ЦМИТ

Открытие ЦМИТ можно сравнить с открытием центра повышения квалификации или творческого клуба: необходимо зарегистрировать компанию, утвердить устав, арендовать помещение, закупить оборудование и… вперед!

Бизнес-план может быть достаточно простым. Основных статей дохода несколько: выполнение небольших заказов, например, по прототипированию, 3D-печати или автоматике; проведение инженерной школы для детей и взрослых; мини-производство серий продукции.

Шаги, которые необходимо сделать, чтобы открыть ЦМИТ, не отличаются от тех, которые требуются для запуска любого офлайнового бизнеса.

Проект по созданию ЦМИТ был поддержан в рамках Программы господдержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Согласно этому документу субъекты малого предпринимательства могут претендовать на субсидии из федерального бюджета в размере 7 млн рублей.

1
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация