Выберите автора

Яхтинг: мечта и бизнес

Симонов Вадим
г. Москва International Bareboat Skipper, основатель и руководитель компании Voyachting
0
№ 7

Путешествия на яхтах многим кажутся несбыточной мечтой, прерогативой элиты из кинолент или делом потомственных моряков. На самом же деле яхтинг, как и любая мечта, становится реальнее ровно с той скоростью, с которой ты движешься ей навстречу.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Я заинтересовался яхтингом и попал именно в мир яхтинга после того, как прочитал книгу Владимира Кунина «Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа!» — о том, как ребята купили парусную яхту, отремонтировали ее и решили пойти вдвоем через моря в Израиль. Написано интересно и с юмором, и я подумал, почему бы и мне не получить новых ощущений и внести что-то новое в свою жизнь?

Так я пришел в яхт-школу на получение сертификата International Bareboat Skipper — это международная лицензия «яхтенного капитана», которая дает возможность управлять парусной яхтой до 24 метров в длину. И пять лет назад стал капитаном яхты. В то время я решил поменять динамичную работу по развитию и открытию магазинов в ритейле на офис, получил второе высшее образование в банковской сфере. Вскоре понял, что только офисная работа — это не мое, и мне хотелось бы углубиться в яхтинг.

Стал искать возможности получать практику управления парусной яхтой. Однако то, с чем я сталкивался в реальности, было совсем не тем, что я представлял: скорее, просто туристическое катание на яхте. После нескольких таких случаев я не стал испытывать судьбу и решил взять яхту уже сам, на свой страх и риск. Морально я себя подготовил к тому, что, если разобью, это будет моя ответственность. Зато я смог понять, что именно делаю неправильно. Для кого-то это покажется экстремальным, но мне это помогло.

Свою первую команду я никогда не забуду: сформировалась она буквально за 10 минут и по телефону. Мой близкий товарищ собрал своих друзей, которые до того не ходили под парусом. Как сейчас, помню свой первый выход из марины (это место, где базируются яхты, как парковка для автомобилей) и свою швартовку. Со стороны это выглядело, наверное, забавно. Выйти нам помогли соседи с других лодок, а вот пришвартоваться мне удалось раза с седьмого или восьмого. Сотрудник марины даже устал ждать, когда же я это сделаю, а все, кто за этим наблюдал, просто аплодировали, когда все наконец получилось. Несмотря на то, что меня прошибал холодный пот, все прошло удачно и на позитиве. Не было никакой паники.

Теперь мы каждый год ходим в море с той первой командой. Именно благодаря им я разнообразил свое умение управлять не только парусной яхтой, но и парусным катамараном. Каждый выход в море — испытание. Начав с лодки в 39 футов, я каждый раз увеличивал габариты. Например, в сентябре мы идем в Таиланд уже на 45-футовом катамаране.

Яхтинг: мечта и бизнес


Я понимаю, что не всегда смогу собрать команду из своих друзей или знакомых для путешествия под парусом, и решил использовать социальные сети, предлагать участие без коммерческой основы. Было даже так, что один парень получил права после первого похода, а некоторым это стало интересно, и они задумались над тем, чтобы пойти учиться в будущем.

В инстаграме я познакомился с девушкой Мариной, которая тогда только получила права и очень хотела пойти в поход самостоятельно, в качестве капитана. Мы организовали путешествие под парусом на Новый год на Канарских островах, в Атлантическом океане. К нам присоединился еще один такой же «яхтанутый» парень из Питера. Мы решили устраивать такие походы на постоянной основе и попробовать на этом заработать.

КАК ВСЕ РАБОТАЕТ СЕЙЧАС

Началом нашей работы как компании можно считать лето 2018 года: именно тогда начали появляться мысли об обучении и организации тематических туров. Растем «вширь»: расширяем количество направлений. Основные принципы не меняются: доступные цены, счастливые клиенты и любовь к яхтингу.

Сейчас в компании Voyachting двое постоянных сотрудников, а все остальные собираются под определенный проект. Я — руководитель и капитан, отвечаю за бронирование лодок, составление маршрутов и денежные операции. Второй сотрудник — моя помощница, которая занимается PR и SMM.

Главный канал продвижения — социальные сети, в основном инстаграм. Также хорошо работают партнерские соглашения, выступления на тематических мероприятиях и публикации в СМИ, специализированные форумы. Конечно, пока самый эффективный инструмент — это «сарафанное радио»: чаще всего новые клиенты к нам приходят по отзывам своих друзей.

В инстаграме отлично идет работа с блогерами, лидерами мнений. Хочется сотрудничать с ними чаще, но многие из них, к сожалению, «мыльные пузыри»: за ними не стоит ничего, кроме накруток, а значит, мы много времени тратим на проверку, отслеживание активности.

Ориентируемся на достаточно широкую аудиторию, на активных людей, которые хотят новых ощущений и эмоций. Ценовой сегмент — средний. В России яхтинг воспринимается как удел богатых, но это в корне неверно.

Если сравнивать с гостиничным отдыхом и банальным лежанием на пляже, то яхтинг стоит почти так же, порой он даже дешевле, но впечатлений гораздо больше. В отеле ты каждый день видишь одно и то же, тот же пляж и ту же столовую, а чтобы поехать на экскурсию, нужны дополнительные затраты. На яхте ты идешь от точки к точке, которую ты сам и планируешь, по пути заходишь в города и деревни, в такие места, куда невозможно добраться на машине.

Представьте себя в открытом море на белоснежной парусной яхте в компании 8-10 человек. Вы пробуете только что приготовленных мидий или лично выловленную рыбу. Ты видишь совсем иную картинку, не туристическую, а это совсем другие впечатления, восприятия и эмоции. Это мир морских вкусов, запахов и стиля жизни.

У некоторых буквально переворачивается сознание, многие возвращаются за новой порцией эмоций. В большинстве случаев, когда человек вступает на борт яхты, у него в голове происходит перезагрузка. Это невозможно описать словами, это нужно ощутить на себе — выйти в море. В прошлом году одна участница тура сказала мне: «Все, у меня поменялось мировоззрение: я полюбила море, буду участвовать в следующих походах». И такое мы слышим регулярно. Все, кто воспринимал море только как часть пляжного отдыха, после похода на яхте воспринимают его по-другому, меняется философия отдыха.

Большую роль в нашей работе играет коммуникация с клиентом. Когда я нарабатывал практику после обучения, я понял, что некоторые организаторы туров не всегда доводят дело до конца: говорят о ежедневных выходах в море, а на деле ограничиваются несколькими переходами. После нескольких неудачных опытов я понял, как надо общаться и что предлагать людям, чтобы они были довольны и приходили к тебе снова. Мы стараемся этого придерживаться.

На нашем рынке большая конкуренция. У меня были клиенты, которые ходили с крупной компанией, но, несмотря на то, что там есть своя школа и большие бюджеты на рекламу, душевности не хватало. Да, крупные фирмы могут демпинговать рынок по цене, но клиента не обманешь; в яхтинге действительно важен индивидуальный подход. Конечно, у нас тоже не все идеально, но мы работаем над собой и стараемся идти намеченным курсом.

ПЛАНЫ

Сейчас мне приходится совмещать яхтинг и работу в офисе, времени катастрофически не хватает. Я продумываю, как из своего хобби сделать единый проект, в котором будет три направления, — тогда времени хватит на все.

Первое — организация тематических туров практически в любую точку мира, исходя из особенностей региона. Например, сейчас ведем переговоры с фотографами, которые хотят провести тренинги на яхте в походе по островам Адриатики. Еще одна активная девочка-блогер уже приглашает своих подписчиков пойти в Хорватию на следующий год по очень живописному и любимому мною маршруту. Наша цель — постоянный контингент, люди, которые уже ходили с нами и хотят еще, формирование некоего сообщества единомышленников.

С самого начала я поставил себе задачу: сделать проект без особых вложений. Как мы сможем его реализовать и поставить на рельсы, если денег нет? Возникает много вопросов, которые нужно решить.

Яхтинг: мечта и бизнес

Второе направление — школа по обучению на лицензию шкипера. Чтобы управлять моторной лодкой или яхтой в России, нужно получить права ГИМС, но они действуют только на территории Российской Федерации. Некоторые чартерные компании за рубежом по своему усмотрению принимают их, например, в Хорватии, Черногории и Словении, но это рискованно — тебе могут отказать уже на месте.

В свое время в России появились франшизы школ IYT и RYA. RYA — английская школа, которая готовит шкиперов только на английском языке. IYT — канадская коммерческая школа, которая пользуется популярностью в России. Она получила одобрение от чартерных компаний во всем мире, и они принимают шкиперские лицензии выпускников этой школы.

Раньше лицензии были бессрочными, но пять лет назад IYT стали выдавать карточки на пять лет. Теперь каждые пять лет нужно обновлять права и платить взнос примерно в 150 евро.

Меня это не устраивает, и я задумался, почему бы не получить права в одной из европейских стран. Франция, Германия, Хорватия, Словения, Греция — все они выдают права государственного образца. В этих странах другой формат обучения, но программы везде похожи.

Я поделился идеей открыть свою школу с товарищем, который живет в Словении, и попросил узнать подробнее о процессе оформления и получения местных прав. Сначала он воспринял мою идею неохотно, но в процессе втянулся. Те вопросы, которые нужно решить в России (лекции по теории, подготовка документов и прочее), на мне, а он, со своей стороны, решил все вопросы в Словении. Остались нюансы, и мы готовы набирать первых желающих для обучения.

Теорию будем преподавать в России, а закреплять ее практикой учащиеся будут уже в Словении. Таким образом, наши студенты получат права государственного образца, которые признаны во всем мире — Словения входит в зону Шенгена. Такие права выдаются бессрочно. Лично для меня важен еще и сам факт государственного подтверждения. Первый официальный поток на сдачу экзамена мы запускаем к маю следующего года. Также будем привлекать к обучению детей — права можно получить с 16 лет. Думаю, многим родителям интересно, чтобы их дети были вовлечены в парусный спорт и получали полезные навыки, которые будут весьма кстати во взрослой жизни.

Есть и третье направление. Я являюсь главой представительства Российской Федерации детского SNAG-гольфа в Испании, и в планах у нас организовать сборы и провести международный кубок по детскому SNAG-гольфу в 2020 году. В Испании есть интересный лагерь с собственным флотом маленьких парусных лодок — швертботов. Мы сможем обучать детей и парусному спорту, и SNAG-гольфу. Тренеров планируем привезти из Москвы.

Что касается финансовой составляющей проекта, то тематические туры будут приносить больше, нежели школа. Возможно, какое-то время нужно будет работать в убыток, чтобы пропустить первую партию учащихся и получить положительные рекомендации. На это потребуется время, я думаю, до года.

ФИЛОСОФИЯ

Яхтинг — это глубокое познание себя изнутри, мощная перезагрузка для мозга. Здесь я могу отключиться абсолютно от всего. Для меня это как переход в другой мир, в котором я живу совсем другой жизнью. Это ощущение свободы и глоток жизни, знакомство с новыми интересными и разными людьми, с которыми вряд ли получится пересечься в повседневной жизни. Сейчас я просто не представляю свободную неделю своего отпуска без яхтинга.

Был случай, когда мне повезло с практикой. Я принял участие в перегоне 45-футовой парусной яхты ELAN 45 из Хорватии в Турцию. Путешествие было непростое, с приключениями — 10 дней в море, с волнами до 3,5 метров и вахтами по 3-4 часа у штурвала. В конце перегона я задал сам себе простой вопрос: «Повторил бы я это снова?» И, не сомневаясь, ответил: «Да».

Раньше я девять лет жил у Каспийского моря, у меня была возможность каждый день с утра до вечера видеть море, корабли, пароходы, паромы, но я был к этому равнодушен. Сейчас я живу в Москве, здесь есть водохранилища, но и этот факт как-то проходил мимо.

Я не знаю, как это произошло, но в одночасье как будто щелкнул какой-то переключатель. Видимо, чего-то не хватало, чтобы повернуть в сторону и увидеть это. Я вступаю на борт, и у меня происходит переключение — переключение от всех городских проблем, которые постоянно крутятся в голове и от которых не получается отключиться в городском ритме. На яхте все остается позади, будто появляется дверь в совсем другой мир. Здесь я могу спать ночью по 2-3 часа и высыпаться.

Две мои отдушины — это море и горы. Я пытался их совместить, в 2018 году даже поднялся на Эльбрус. В горах со мной происходит то же самое, что и в море. Но я понял, что совмещать два любимых дела не получится. Поэтому решил забыть горы и отдавать все свободное время яхтингу.

Мечта была и есть — снять оковы рутины и уйти туда, к чему лежит душа, быть свободным. Через год запустить школу по обучению на лицензию шкипера государственного образца европейского государства и проводить на постоянной основе клубную регату. Поставил цель в ближайшие полтора года собрать команду и пересечь Атлантику. Начать пошив одежды для наших клиентов. Денежный вопрос, конечно же, стоит, но самое главное — получать кайф от того, чем занимаешься.

Вызов для меня самый простой: смогу я это сделать или нет? Остановлюсь перед сложностями, которых на пути явно будет много, или нет? Причем я решил заняться этим без каких-либо вложений — это может сделать абсолютно каждый, не ссылаясь на то, что без денег нельзя что-то сделать.

Помните, как у Бродского?
«Когда так много позади
Всего, в особенности — горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря».

Яхтинг: мечта и бизнес
4
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация