Выберите автора

Чем живет ритейл

Антонова Наталья
г. Пенза Директор центра «Максимум», эксперт-новатор службы «Профессиональная розница»
0
№ 8

По следам форума «Неделя Российского Ритейла 2019» поразмышляем, какие ключевые тренды и факторы, опыт и знания влияют на российскую розницу.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Согласно данным INFOLine[1] в 2018-2019 годах изменилась парадигма потребительского рынка России. После глубокого падения в 2015-2016 годах и стагнации в 2017 году многие торговые сети не смогли адаптироваться к изменению покупательского поведения, в связи с чем сократили объемы продаж и были вынуждены закрыть ряд торговых объектов, ставших нерентабельных, а некоторые и вовсе свернули операционную деятельность и покинули рынок.

В 2018-2019 годах наблюдается восстановление оборота розничной торговли, которое в значительной степени связано с ростом объемов потребительского кредитования и происходит, несмотря на сокращение реальных располагаемых доходов населения.

Экономическое состояние потребителя таково: с 2014 по 2018 год реальные располагаемые доходы населения сократились на 11,5%. Потребители возвращаются в магазины, но это уже другие клиенты — они по-другому выбирают товары и магазины, по-другому организуют свое время и жизнь.

Более 30% населения страны готовы покупать исключительно при условии скидок. Рациональный покупатель — тот, кто думает, прежде чем потратить деньги. Модель поведения потребителей продолжает меняться от сбережения к «бережливому» потреблению.

85% жителей России до 45 лет сравнивают цены на товар в интернете. 82% жестко придерживаются бюджета, который планировали потратить в день визита в магазин.

В 2018 году наблюдается рекордный уровень промоактивностей крупнейших сетей FMCG[2] и Non-food. Увеличилась доля расходов на приобретение кулинарной продукции и посещений заведений общественного питания.


[1] Исследование INFOLine Retail Russia TOP-100, краткая версия. Итоги 2018 года. Тенденции 2019 года. Прогноз до 2021 года.
[2] FMCG (от английского fast moving consumer goods — быстро оборачиваемые потребительские товары) — товары, которые приобретают частные лица для частного потребления с коротким жизненным циклом, товары быстрого использоваться.

ДИНАМИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ

По данным Росстата в 2018 году оборот розничной торговли в России продолжил рост, который начался в 2017 году после двух лет спада (-4,8% в 2016 году и -10% в 2015 году). За 2018 год оборот розничной торговли составил 31,6 триллионов рублей — увеличился на 2,8% в физическом выражении и на 6, 2% в денежном.

В среднем за 2018 год инфляция (ИПЦ) составила 2,9%. По мнению специалистов INFOLine, основным фактором, сдерживающим рост цен, стал высокий уровень конкуренции и борьба торговых сетей за потребителей с помощью скидок и промоакций.

При этом на фоне повышения НДС с 1 января 2019 года ИПЦ в 1 квартале 2019 года ускорился до 5,2%: 5,8% в сегменте Food, 4,6% в Non-Food и 5,1% в сфере услуг. Потребители (особенно молодежь) нацелены на удобство и экономию времени, что стимулирует развитие e-commerce и негативно влияет на трафик и офлайн-продажи.

По уровню проникновения интернета и мобильных устройств Россия не уступает большинству стран Европы и Азии, в то время как доля онлайн-продаж на розничном рынке Non-Food значительно ниже (на 10%), а по продовольственным товарам крайне незначительна (менее 0,2%). Это говорит о потенциале роста электронной коммерции и стимулирует ритейлеров к ускоренному переходу к омниканальной модели взаимодействия с покупателем.

Основными трендами развития электронной коммерции 2018 г. стали:

  • фокус на омниканальной модели продаж и расширение количества точек выдачи в сочетании с развитием click & collect[3];
  • рост доли трафика и покупок с помощью мобильных устройств;
  • увеличение количества заказов на фоне сокращения среднего чека;
  • активизация онлайн-кредитования.

[3] Сlick & collect — формат онлайн-торговли, когда клиент заказывает онлайн и забирает сформированную покупку.

Несмотря на то, что с 1 января 2019 года требования к товарным агрегаторам (маркетплейсам) ужесточились, ключевым трендом на российском рынке в 2018-2019 годах остается их бурное развитие (удачные примеры — Tmall, Goods, Ozon, «Беру!»). Они расширяют перечень товарных категорий и списки поставщиков, как производителей и оптовых компаний, так и ритейлеров, в том числе не имеющих собственных интернет-магазинов.

Онлайн-продажи материальных товаров в России в 2018 году выросли более чем на 17% и приблизились к 1,6 триллионов рублей, причем темпы роста трансграничной торговли были более высокими, а доля зарубежных компаний в онлайн-продажах превысила 35%.

Для online-торговли характерна тенденция консолидации: по итогам 2018 года доля ТОР-10 крупнейших российских онлайн-ритейлеров на рынке выросла на 4 процента и составила 30%. С учетом Alixpress по итогам 2018 года этот показатель приближается к 44%, а по итогам 2019 года совокупная доля ТОР-10 крупнейших российских online-ритейлеров и ключевых маркетплейсов (Tmall, Goods, Ozon, «Беру!») на российском рынке составит 52%.

ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ

В рамках форума «Неделя Российского Ритейла 2019» была составлена «Карта трендов» — рейтинг наиболее влиятельных трендов для отрасли, который составили специалисты из России и ближнего зарубежья. Рассмотрим их подробнее.

1.АВТОМАТИЗАЦИЯ

Уровень автоматизации бизнеса неуклонно растет. Мне как консультанту, работающему с региональной розницей, хорошо заметно, что компании, не зависимо от масштаба, готовы вкладываться в автоматизацию бизнес-процессов для получения достоверной информации и аналитики.

2. РОБОТИЗАЦИЯ

Растёт уровень роботитизации производства и обслуживания.

3. ШЕРИНГ

Аренда постепенно вытесняет владение.

4. КОНТРАФАКТ

Доля контрафакта увеличивается.

5. РАСПРОДАЖИ

Дискаунтеры и распродажи пользуются всё большей популярностью.

6. ЗОЖ

Растёт популярность здорового образа жизни.

7. ЭКОЛОГИЯ

Покупатели больше внимания обращают на экологичность товаров и услуг.

8. НАЛОГИ

Налоговая нагрузка увеличивается.

9. ФРАНШИЗЫ

Доля франшиз существенно увеличивается.

10. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Увеличивается доля лицензируемой продукции.

11. СОЦМЕДИА

Социальные медиа оказывают все больше влияния на бизнес.

12. VR-BOTS

Растут продажи через новые цифровые каналы.

13. ОМНИКАНАЛЬНОСТЬ

Растет востребованность омниканальных коммуникаций, «бесшовного» взаимодействия с клиентом в разных каналах как в одном.
Возможности тренда: создание и донесение персональных предложений для целевых групп клиентов, облегчение процесса покупки и поддержки, последовательное донесение до клиентов уникальных торговых предложений.
Угрозы: «раздувание» бюджета на поддержку множества каналов и способов взаимодействия, отличия в восприятии бренда в разных каналах. Лучшим омниканальным брендом эксперты назвали «М.Видео».

14. ФЕЙК

Существенно растет объём фейковой информации.

15. КАСТОМАТИЗАЦИЯ

Увеличивается доля кастомизируемой продукции.

16. ГЕЙМИФИКАЦИЯ

Растер уровень использования бизнесом геймификации.

17. МАРКЕТПЛЕЙСЫ

Маркетплейсы вытесняют интернет-магазины. Происходит укрупнение торговых площадок, владеющих данными о покупателях и улучшающих клиентский опыт от выбора до доставки. Растущее число покупателей привлекает производителей и продавцов, которые выставляют свои товары в витрину маркетплейса.
Возможности: снижается порог выхода на рынок небольших производителей и начинающих продавцов, чтобы быстро получить покупателей и не строить цифровую инфраструктуру продаж и доставки.
Угрозы: небольшие интернет-магазины без четкого позиционирования не выдерживают конкуренции, производители не обладают полнотой информации о клиентах и вынуждены снова «покупать» клиентов у маркетплейса.

18. КЛИЕНТСКИЙ ОПЫТ

Клиенты являются источником инноваций. Крупные компании пристально изучают клиентский опыт, стиль жизни и потребления, а также то, как они меняются, и активно используют эти знания и тренды для создания конкурентных преимуществ.

ВЫВОД

Мы рассмотрели аналитику за 2018-2019 годы и тренды, которые дают возможности для развития и роста вне зависимости от масштаба бизнеса и специфики региона. Уверена, что изучая свой бизнес и используя тренды как возможности для роста и развития, российская розница будет процветать.

1
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация