Выберите автора

Как устроена парфюмерия

Чазов Олег
г. Москва Парфюмер, частный мастер, преподаватель курса «Этика и психология парфюмерии в бизнесе и личной жизни»
0

Парфюмер — это не профессия, а призвание. Высокое искусство и волшебство ароматов, несмотря на свою возвышенную сущность, живут в реальном мире и тоже подчиняются законам экономики и закономерностям бизнеса. Чем живет эта сфера, и каково в ней работать?

РАБОТА ПАРФЮМЕРА СНАРУЖИ

Раньше у меня были собственные магазины. В них я составлял ароматы для гостей и реализовывал качественную парфюмерию, которая не была представлена в больших торговых точках, в том числе продукцию малых парфюмерных домов из Франции и Испании.

Один из моих магазинов располагался на Патриарших прудах и считался престижным. Но наша великая перестройка и передел собственности вынудили все свернуть: рейдерский захват, на эвакуацию нам дали час, и мы едва успели вывезти товар и оборудование.

Сейчас я работаю как частный парфюмер и преподаю в Московской торгово-промышленной палате курс «Этика и психология парфюмерии в бизнесе и личной жизни». Люди не всегда знают, что, например, спортивные ароматы нельзя сочетать с серьезными костюмами, а на корт нельзя надевать бизнес-аромат — это просто смешно. Сочетание аромата, ткани и образа крайне важно, иначе — как будто ребенок стащил у папы серьезный деловой костюм, надел его к памперсам и вышел на улицу. Я утрирую, но по факту, у нас совершенно не развита культура ароматов.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Помните, в фильме «Ирония судьбы» Ипполит приносит духи и говорит, что они французские? В СССР это было, мягко говоря, круто. Так вот, у моей бабушки было много духов из Франции и эксклюзивные ароматы российского производства.

Однажды я добрался до запретной комнаты, смешал все это на туалетном столике — и получил аромат «Ремешок пришел в гости к попе», неделю спал на животе. Смешно, но так оно и было. Тогда я даже не подозревал, что существует такая профессия – парфюмер.

В 15 лет я начал полноценно взаимодействовать с ароматами. Находил химические вещества и смотрел, как они живут. Были и ошибки, и неприятности, в том числе физиологического свойства: когда вещество попадает на кожу, и ты понимаешь, что это больно, даже если аромат красиво звучит. Но это были первые шаги, которые определили мой дальнейший путь.

Я работаю и с частными, и с корпоративными клиентами. Часто заказывают ароматы для дома, которые будут вписываться в интерьер и, разумеется, нести некую идею дома. Постоянно идет наработка, потому что постоянно появляются новые вещества и новые технологии.

Все мои гости — это люди, которые хотят найти для себя что-то дополнительное. Как сказала Коко, аромат — это одежда для души. Важно найти свой ароматический гардероб. Знакомые стилисты часто приглашают меня, когда делают шопинг-сопровождение, чтобы я подобрал ароматы к конкретным образам к образам на утро, день или вечер, для деловых и неформальных встреч. Я всегда объясняю и помогаю подобрать ароматы, которые будут задавать нужное настроение.

Продвижение в моем случае — это скорее сарафанное радио, меня передают с рук на руки. Например, выставка в салоне «Арт де Вивр» (композиции из произведений изобразительного искусства, ковров и ароматов, которые я составлял) — многие знакомятся со мной здесь, потому что я часто подхожу к гостям, бесплатно провожу экскурсию. В итоге кто-то уходит, кто-то заказывает аромат, кто-то становится покупателем салона.

Я всегда предлагаю дополнительную поддержку, и 99 из ста моих гостей становятся моими друзьями, теми, кто обращается ко мне постоянно, иногда даже за какими-то жизненными советами. Удивительно приятно. Происходит общение, потому что аромат живет с человеком, на человеке. И меняет его жизнь.

Гости самые разные. От студентов до очень серьезного, высочайшего уровня бизнесменов. Я, к сожалению, не имею права разглашать имена некоторых своих гостей (это сразу оговаривается). Иногда я знаю даже их семейные тайны, но не имею права рассказывать то, что мне было доверено.

Однажды — как в дешевых фильмах — в мой магазин на Патриарших пришли и открыли чемодан, полный денег. У меня мурашки по спине пробежали. Запросили личную информацию о моих гостях, но я отказался ее давать. Тот гость потом сказал: «Мне говорили, что ты чокнутый, но не до такой же степени! Деньги-то огромные были». Я ответил, что деньги заработаю, а честь не восстановить — мне не будут доверять, и я потеряю себя как мастер, как человек, как парфюмер. Я не имею права делиться чужими секретами.

Мой ценовой сегмент скорее средний. Есть гости, которые намеренно платят гораздо больше. Мне приятно, я благодарен, но честно скажу – больше всего зарабатываю на корпоративный заказах. Там все гораздо серьезнее.

Мне неоднократно предлагали снова открыть магазины, но я понимаю, что если открою даже один, не будет времени на творчество. Я не смогу разломать себя на части, но и не готов доверить общение с гостями кому-то еще. У меня не клиенты, у меня именно гости. Независимо от того, покупает человек что-то или нет.

Моя работа — это про дружеское общение. Сейчас меня приглашают в Италию, потому что одной барышне, которая там живет, подарили аромат, созданный мной по фотографии. Она очень удивилась, откуда я знаю ее вкусы, хотя мне про нее не рассказывали. Как получается сделать аромат по фото? Просто я вижу и понимаю какие-то важные вещи.

РАБОТА ПАРФЮМЕРА ИЗНУТРИ

Ароматы — это по большому счету конструктор, и когда ты хорошо его знаешь, его легко собирать. Учитываешь, что одни вещества звучат сильнее, другие менее ярко, что-то плотнее, а что-то легче. Иногда интересно похулиганить, позволить себе эксперимент (не на заказчике, разумеется).

Я учитываю аромат кожи, всегда измеряю пульс. Не знаю, как это объяснить, но у меня как будто возникает внутри картинка, я вижу какие-то моменты, которые человек даже вслух не произносит. И собираю аромат, который будет лучше всего этому соответствовать.

Самое страшное – когда я простужаюсь или когда начинается аллергическая реакция. Это как наполовину ослепнуть, наполовину оглохнуть, наполовину перестать уметь говорить.

Меня спрашивают, как я отдыхаю, а я отвечаю, что не устаю. Ароматы могут поддерживать. Наверное, они и есть мой наиболее правильный стимулятор, мое главное вдохновение. Много интересного ухватываю на природе. Например, прогулки по местам, где вырос, — ты помнишь, как звучал город тогда, слышишь, как он звучит сейчас, хочется восстановить контрасты.

Слежу за новыми технологиями, но не делаю из них культ. Например, некоторые профессиональные аппараты стоят многие сотни тысяч евро. Для меня гораздо дешевле делать эти процессы самому: пусть делать экстракцию не за четыре минуты, а дольше, но качество от этого не пострадает.

Каждый сам выбирает свой формат работы. Можно делать красиво и пафосно: просторная лаборатория с вытяжками, белыми халатами, тысячами компонентов, с микронными весами. Все это правильно с точки зрения технологии. У меня же — «походная лаборатория»: небольшой чемоданчик, в котором не так много пузырьков, но много готовых смесей, готовой базы для работы. Когда ты непосредственно перед человеком творишь магию, когда он видит, как масла растворяются друг в друге — у них разная плотность, и они очень красиво танцуют, когда смешиваются, — это производит особенный эффект.

Все-таки самое сложное — сделать аромат для большого количества людей. Как бы странно это ни звучало, но создать персональный аромат для конкретного человека — это практически халява. Ты делаешь красиво для хорошего человека, и тебе не нужно думать о ком-то еще. Это удобно и приятно. Для толпы, во-первых, должен быть только гипоаллергенный состав, во-вторых, аромат должен понравиться всем. Слишком много факторов, которые нужно учесть.

ПАРФЮМЕРНЫЙ РЫНОК

Сейчас в тренде то, что рекламируют, причем рекламируют зачастую незаслуженно. Грубо говоря, раздувают из ничего и вкладывают в это огромные деньги. Это оправдывается. Без озвучивания бренда: одна компания продает парфюм от 6–7 тысяч рублей за флакон в опте, в рознице цена доходит до 12–17 тысяч за флакон, при этом его стоимость на выходе с завода с упаковкой — 1 доллар 24 цента. Просто хорошая рекламная кампания — и люди готовы покупать. Более того, они сами себя убеждают, что «я это хочу» и «мне это идет».

Как ни странно, парфюмерии продается даже больше, чем алкоголя (я имею в виду серьезный уровень и дорогие сорта). Предлагали даже ввести акцизные марки на парфюмерию — это страшно, потому что тогда все очень подорожает, и рынок сильно затормозится.

Профессия парфюмера в России не самая благодарная. На Западе они могут работать хорошо и спокойно, иметь большие лаборатории. К бизнесу там относятся более трепетно, особенно в отношении таких индивидуальных историй.

Попасть на этот рынок легко, но удержаться сложно. Меняется спрос, меняется предложение. Возникают новые фирмы, большие разваливаются или становятся безликими, копируют более успешных конкурентов.

Сложно оставаться собой. Безусловно, есть профессиональная ревность, когда ты знаешь, что делаешь ароматы высшего пилотажа, но на самые яркие проекты приглашают кого-то другого. Грубо говоря, он делает ароматы из нескольких компонентов, собирает простейший конструктор, творчества как такового там нет, но есть шоу — с полуголыми девицами, цветами и фейерверками. А ты реально корпишь над ароматом, мучаешься, иногда гостям отказываешь — не потому, что не хочешь заработать, а потому, что нет нужного компонента, молекулы, которую ты хочешь туда добавить.

Существует авторское право на ароматы. Однажды я просто отдал свои формулы, во Франции их выпустили и сказали — ну все, спасибо, мальчик. Теперь я стараюсь быть более аккуратным. Если запрашивают образцы, делаю их недолгого времени жития, чтобы их нельзя было проанализировать в спектрографе. Если мы приходим к согласию, и мне заказывают полноценный аромат, разумеется, я делаю отработанную полноценную формулу. Можно фиксировать в документах, что интеллектуальное авторское право — мое, а физически этот аромат принадлежит заказчику.

К сожалению, идет мировой тренд на снижение длительности звучания. Его искусственно сокращают, якобы для того, чтобы можно было переодеваться в течение дня, но по факту — чтобы больше продавать.

Серьезное препятствие, с которым мы сталкиваемся: ароматических растений, которые использовались раньше, становится все меньше, сейчас в принципе меньше перерабатывают натуральных растений.  

С другой стороны, появляется много химических молекул, которые действительно прекрасно звучат, очень интересно работают и дают больше возможностей для игры. Если в музыке всего семь нот, из которых делают прекраснейшие симфонии, то в парфюмерии таких нот — бесконечное количество. Даже цветы с одного поля в зависимости от года будут по-разному звучать: меняется и кислотность, и щелочность почвы, и погодные условия — каждый фактор влияет на звучание аромата. В этом отношении синтетические ароматы более интересны для крупных производителей, потому что дают стабильность.

АРОМАМАРКЕТИНГ

Аромамаркетинг я считаю одним из перспективнейших направлений. Многие не хотят им заниматься, но признаем честно: он работает ежедневно и круглосуточно в торговых центрах по всему миру. Аромат свежевыпеченного хлеба, который мы ощущаем, на самом деле распыляется через воздуховоды — это пиразин ацетат, сильно жженая корочка белого хлеба.

Один из более приятных примеров — ароматы для детских игрушек, например, клубника или шоколад. Они помогают ребенку успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Это изумительно, очень тонкая находка, правильная эмоциональная поддержка.

АРОМАМАРКЕТИНГ: ЧЕКЛИСТ

Аромат имбиря с вербеной, легкий, чистый, похожий на цитрусовый — хорошо растормаживает, снимает мышечную усталость. Люди воспринимают информацию более расслабленно.

Легкий, ненавязчивый аромат цитрусовых — стимулирует, побуждает на хаотичные, импульсивные покупки.

Кофе помогает перебить аромат, но не освобождает рецепторы. Перезагружает мозг, как будто кричит: «Утро! Старые впечатления остались позади! Начат новый день!»

Аромат зеленой травы успокаивает и в то же время стимулирует, включает в рабочий режим. Помогает работать нормально и не напрягаясь.

Если говорить об ароматах, подходящих для офисов, важно учесть, что есть аллергики, поэтому лучше подбирать синтетические вещества, которые не являются аллергенами в биологическом смысле. Я бы запретил в офисах пользоваться слишком тяжелыми ароматами в течение дня. Мне часто жаловались на девушек, которым кажется, что аромат не звучит, и они снова и снова наносят его на себя. А звучит он все сильнее, и это просто мешает другим работать.

Не всегда озвучивается, но известно, например, что на бизнес-конференциях можно распылять ароматы, которые будут собирать людей и, грубо говоря, прочищать мозг. Ароматы часто заказывают для предприятий и для больших событий. Этим занимаются специалисты по аромамаркетингу, в частности, их можно найти в Торгово-промышленной палате.

1
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация