Выберите автора

Игры, в которые играют компании

Белильцев Александр
г. Москва Эксперт по системному мышлению, ментор долгосрочных проектов, совладелец ТСМ Центра Белильцева
0
№ 11

Почему серьезным организациям интересно играть — и какую пользу это приносит? Разбираемся на практике.

КАРТОФЕЛЕМ В ВАШ ОГОРОД, ИЛИ «ПРОЕКТ ИКС»

Когда крупная сетевая компания обратилась к своему небольшому поставщику с предложением поучаствовать в их чемпионате по метанию картофеля, удивлению, понятно, не было предела. Само по себе мероприятие для России было в диковинку: в США и некоторых других странах это хотя и не слишком популярный, но все же вид «спорта». Дополнительное недоумение вызывал именно чемпионат среди B2B-партнеров, устроенный под эгидой именитой компании. Ну и дополнительное беспокойство (если не сказать «проблему») вызывала необходимость выделять на это бюджет и время (желательно свободное и добровольное) сотрудников. 

Но не участвовать нельзя: «стратегический партнер» все же, плюс понимание, что все приедут, а мы — нет. С этого все и началось. 

Запросив дополнительную информацию по мероприятию и регламенту, начали изучать данные из интернета о самом «виде спорта». Выяснилось, что необходимо построить пневматическую «пушку» (как правило, из пластиковых и/или полипропиленовых труб) под определенный вес и калибр картофеля, «узаконить» ее (нужна экспертиза, что не стало проблемой), привезти изделие с командой на место проведения корпоратива и постараться победить по дальности полета «снаряда». Затем последует награждение победившей команды постоянным и переходящим призом, банкет, кулуарные разговоры, и «все свободны до следующего года». 

На удивление, команда собралась добровольно: дополнительно мотивировать или устрашать никого не пришлось. С затратами на устройство тоже оказалось все не так страшно. Самой дорогой составляющей получилась доставка делегации до удаленного пансионата, где должно было проходить соревнование. Расходы по размещению и питанию организатор взял на себя. 

В процессе работы над «Проектом Икс» (так сотрудники окрестили орудие, «чтобы никто не догадался») руководство следило за социальной динамикой внутри компании. Коллектив заметно сплотился, рабочие вопросы стали решать быстрее, чтобы высвободить время для отладки пушки. Смогли проявить себя обычные трудяги, которые были незаметны на своих должностях. Некоторые, наоборот, «выпали» из процесса, и это повлияло на дальнейшие отношения с ними. Как ни странно, даже при общении с клиентами (сфера B2B) упоминание и демонстрация «Проекта Икс» облегчали ведение переговоров. Кроме того, уже после соревнований некоторые упущенные клиенты перезванивали узнать, какое место заняла команда. 

Во время соревнований многие задавали компании-организатору один и тот же вопрос: зачем? И организатор ответил: лояльность, корпоративная культура, повышение качества продукции, увеличение продаж, снижение текучки кадров, причем все это одновременно у всех участников. 

КОМПЛИМЕНТ КИДАЛТАМ

Кидалтами (kid+adult: англ., взрослый ребенок) называют людей, которые, даже повзрослев, продолжают вести себя по-детски: много играют в [компьютерные] игры, смотрят мультфильмы, носят одежду с детским дизайном и так далее. И да: вполне успешно работают, так как их показатели IQ часто выше среднего. 

Сориентировавшись на данный сегмент потребителей, корпорации узнали, что для этих людей важно эмоциональное вовлечение в процесс, получение наград или побед (пусть даже небольших и легких) и постоянное подтверждение их успешности («умничка!»). Но ведь это важно не только для них, а вообще для всех людей?

Оказывается, индустрия геймификации (привнесение игрового азарта) работает не только для привлечения/удержания/доведения до транзакции конечных потребителей, но и давно применяется во внутрикорпоративном и B2B секторах. Вовлечение в процесс, взаимодействие сотрудников между уровнями по нерабочим вопросам (и, как следствие, более лояльное отношение друг к другу), получение результатов, стремление к победе как индивидуально, так и в команде, осознание важности командной работы, выявление «некорпоративных» сотрудников, отработка навыков делегирования, соблюдение дедлайнов, разбиение большой цели на составляющие – это неполный перечень того, чего удается добиться, вводя элемент непрофильной игры в бизнесе. 

Внутренние футбольные лиги, гольф, чемпионаты по настольному теннису, йога и так далее — это стандартный набор. Но некоторые используют, например, мотивацию к наполнению резюме: понимая, что в компанию человек приходит на время (хотя, конечно, все заинтересованы в долгосрочных отношениях), назначается куратор по карьере. Он помогает определить долгосрочные амбиции и цели сотрудника, совместно вырабатывают необходимые промежуточные показатели для наполнения резюме (должности, наличие подчиненных, операционный бюджет, уровень переговоров, внутренний/международный рынок и так далее), подбирают обучение и отслеживают прогресс. С одной стороны, честный взаимный подход не подпитывает иллюзий, что сотрудник останется в компании навсегда. С другой стороны, мотивирует сотрудника качественно выполнять поставленные задачи, поскольку он лично заинтересован в процессах и результатах. Таким образом, записи в резюме становятся своеобразными «ачивками» («ачивка» — происходит от английского слова achievement, что в переводе означает достижение, награда; термин используется, например, при разработке игр и приложений; применяется для мотивации игрока продолжать играть и поддерживать ощущение успеха).

СПОРИМ?

Один из вариантов подстегнуть сотрудников — спор на год (или другой подходящий период) внутри команды или со сторонней компанией. 

Обыкновенная рыночная конкуренция воспринимается обезличенно, что ведет к медленным и реактивным действиям. Если же есть возможность бросить вызов конкретной компании (не обязательно в той же сфере деятельности), это может послужить мощной мотивацией для работников, особенно если назначается чувствительный приз. 

Отчасти данный подход заменяет система KPI, однако спор предполагает именно личностную заинтересованность в победе, но в сравнении с кем-то. Как показывают исследования, например, худеть в группе в два раза эффективнее, чем заниматься индивидуально. 

Сложность заключается в том, что продумывать правила спора приходится не менее скрупулезно, чем KPI. Например, пари «кто быстрее откроет 10 филиалов в городе» чревато разорением компании: ради сохранения лица и выигрыша создадут совершенно нерентабельные точки, что приведет к финансовым потерям. А вот увеличение продаж от неценовых акций с ограничением бюджета на год уже переводит на более креативный подход. 

POST SCRIPTUM

Компания, участвовавшая в метании картофеля, заняла четвертое место из двенадцати. На следующий год взошла на второе место пьедестала, благодаря работнику склада, который нашел способ увеличить мощность «пушки». «Проект Икс» помог заполучить двух крупных долгосрочных клиентов, которые впоследствии также решили участвовать в чемпионате.

На данный момент чемпионат больше не проводится: был заменен на другое ежегодное соревнование.

1
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация