Выберите автора

Как отупеет цивилизация?

Лан Илья
г. Пенза Психиатр, врач-нарколог, психотерапевт
0
№ 1

Скорее всего, половина ваших потенциальных клиентов никогда у вас ничего не купят. Потому что они не нашли видео-инструкцию, как именно пользоваться вашим продуктом. Что происходит с людьми?

ПСЕВДОДЕБИЛЬНОСТЬ — ВЫЗОВ 21 ВЕКА

Мы живем в мире, где соискатель, приходя на собеседование, не может понять тестовое задание. В супермаркете можно увидеть детей в возрасте 3-х лет, которые держат пачку сока и для того, чтобы рассмотреть картинку поближе, водят пальцами по коробке, как по сенсорному экрану, пытаясь увеличить масштаб изображения. С одной стороны, за этим процессом весело наблюдать, с другой — это тревожный звоночек.

Говорят, что современные дети другие  — они индиго. Возможно. А как понимать, когда ко мне приходит работать молодой врач и в слове «цирроз» делает три ошибки? Не знаю, как насчет индиго, но факт нарушения когнитивных функций: внимания, восприятия, памяти и интеллекта — налицо.

К сожалению, это мировая тенденция. В 2012 году врачи Южной Кореи отметили у молодых людей нарушения памяти и способности к концентрации, рассеянность внимания, а также явное снижение глубины эмоций и общее притупление чувств. Описанные симптомы позволили врачам выявить новое заболевание — цифровое слабоумие, или псевдодебильность.

Потому что «дебильность» — это органическое заболевание мозга, а вот «псевдодебильность» штука приобретенная. Человек родился здоровым, все у него было заложено хорошо, но в итоге так сложилась жизнь, что мозг стал как-то сбоить.

Для понимания механизма псевдодебильности необходима некоторая вводная по работе мозга. У человека в черепной коробке нет ничего сверхъестественного. Там существует орган, который управляет внешними и внутренними проявлениями. Называется мозг. В нем есть три нейросети, или три режима работы.

Первая сеть — выявление значимости. То, насколько информация вокруг значима, выделение тех событий, которые важны для человека, на чем он концентрирует свое внимание в данный момент времени.

Вторая сеть — центральная исполнительная сеть, или сеть потребления. Мозг поймал информацию и начинает ее перерабатывать: оно надо или нет?

И последняя, так называемая дефолт-система мозга. Та самая, благодаря которой человек размышляет, строит интеллектуальные объекты. Однако мозг устроен так, что человек либо поглощает информацию, либо мыслит. Снимок функциональной магнитно-резонансной томографии это подтверждает. По нему хорошо видно: когда активничает исполнительная сеть, то сеть значимости и дефолт-система блекнут.

Был доказан антагонизм: если человек занят скроллингом ленты в Facebook или просмотром какого-то видео, сеть значимости и дефолт-система не работают, зато центральная исполнительная сеть находится на пике активности.

На чем сейчас попадаются молодые студенты? Им кажется, что если они в YouTube посмотрят некоторое количество обучающих роликов, то станут умнее. Это не так. Бездумное получение новостей и просматривание всего подряд обучающего не обогащает, а лишь разучивает думать. Потому что, когда загружены анализаторы — слуховой, зрительный, дефолт-система, отвечающая за размышление, не работает. Интеллектуальные объекты не строятся.

Замечательный детский психолог Е. Мурашова в 2011 году провела эксперимент. Подросткам-добровольцам, 68-ми испытуемым в возрасте от 12 до 18 лет, на восемь часов предложили выключить телефоны, плейеры, компьютеры, телевизоры, ни с кем не общаться через них. Казалось бы —восемь часов, что они могут показать?

Результат потрясающий. У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдалась просто чумовая психосоматика: приливы жара, озноб, головокружение, тошнота, потливость, тремор рук, боль в животе, в груди, ощущение шевеления волос на голове — симпатоадреналовая буря. Почти все испытывали беспокойство и страх. У пятерых дошло почти до панической атаки. Все говорили, что были ужасно удивлены тем мыслям, которые приходили им в голову.

Только двое не испытывали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и странных мыслей. Один все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Второй сначала разбирал свои коллекции, а после пересаживал цветы. Это было для них привычно — обычный день. Остальные попали в стрессовую ситуацию, потому что не знали, на чем сконцентрировать свое внимание, если в руках нет планшета или телефона.

РОЖДЕННЫЙ С ГАДЖЕТОМ

Сегодня в большинстве семей планшет используется как «бейби ситтер». У ребенка постоянно перед глазами крутятся картинки, что-то звучит. Это однозначно удобно для родителей. Однако у малыша с такой электронной няней работает только сеть потребления в мозгу.

При этом интеллектуальные объекты не строятся и значимость получаемой информации не выявляется. Таким образом, основная когнитивная функция — внимание — не развивается, а распространяется модное сегодня заболевание детишек — синдром двигательной активности.

Если глубоко не копать, причина этого процесса проста: ребенок не умеет концентрироваться. А почему оно так происходит? Потому что детеныш рождается и растет с гаджетом в руках. У него в мозгу не задействуется первая сеть выявления значимости: нет навыка концентрации внимания.

Он появляется, если ребенок что-то ковыряет, разбирает, собирает, рвет, комкает, пишет, рисует. Развитие мелкой моторики замечательно влияет вообще на кору мозга и в дальнейшем на построение сложных интеллектуальных объектов. Причем развивать моторику нужно именно в дошкольном возрасте.

У новорожденного нервных клеток на 15% больше, чем у человека в 25 лет. Этот запас обусловлен природой в процессе эволюции — большей возможностью для развития. Пока малыш растет, до пяти лет, у него есть масса возможностей, чтобы многому научиться. Есть доказанный факт, что если до семи лет с дитем не разговаривать совсем, то к шести-семи годам его уже невозможно научить говорить. Просто не будет тех воспринимающих центров, которые могли бы как-то переваривать человеческую речь и воспроизводить ее.

Очень интересная практика: в 60-е годы в Советском Союзе была разработана система реабилитации лиц, получивших серьезные черепно-мозговые травмы, через письмо. Когда человек пишет, у него активизируется порядка десяти нервных центров в мозгу. Сегодня во втором классе задают сделать реферат в печатном виде. Однако рукописную вязь нельзя заменить расположением кнопок.

Когда мы жмем «copy – past», работают две системы: на выявление значимости и система восприятия. Они постоянно загружены. Получается, что глаз замыливается, и человек не видит очевидных вещей. Ребенок не анализирует полученную информацию, не запоминает ее, не формирует интеллектуальных объектов. Напечатал, сдал и забыл. Письмо от руки поднимает те интеллектуальные объекты, которые были заложены ранее, образовывая связь между старой и новой информацией, так работает дефолт-система.

Еще одна проблема современных детей — атрофированное чувство интереса к чему-либо. В этом заслуга мам и пап. Часто родители ругают свое чадо: не хватай, не бери, не трогай, не ломай, не комкай, не делай. Мне всегда нравится, когда родители жалуются: детеныш разорвал любимую папину книгу. У меня сразу возникает вопрос — а что делала папина любимая книга рядом с ребенком? Ведь для него это комкание листочков и делание из них кучки — колоссальная работа с объемом. А кидание игрушки со стола или из коляски? Для него это первая встреча со смертью: пропало — появилось, пропало — появилось. А как мамочки одевают дочек в детский садик? Красивое белое платьишко, белые гольфики, белые ботиночки, приговаривая при этом — смотри не испачкайся! В итоге ребенок стоит на детской площадке, не шевелясь. Это тема для юмористов, но на самом деле — трагедия. Детеныш получает мощную психологическую травму, потому что посылы и позывы у него совершенно разные. Ему охота полезть куда-то, испачкаться, порвать. Посредством этих игр и экспериментов у чада происходит формирование интеллектуальных объектов и чувства интереса. Нельзя отбивать его у ребенка запретами на все подряд.

Еще одна страдающая когнитивная функция современных детей — восприятие — проявляется в неспособности выстроить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления. А все почему? При восприятии информации в режиме «copy – past» дефолт-система страдает. Способность к формированию интеллектуальных объектов не развивается.

Ученые доказали, для формирования интеллектуального объекта в голове необходимо 23 минуты. Соответственно, нужно забросить в голову новую задачу, чтобы она переварилась, и на 23 минуты отключить первые две системы мозга. После он начинает сам выстраивать всевозможные фигуры и предлагать варианты из уже существующих в черепной коробке систем интеллектуальных объектов. Однако мозгу необходим определенный объем информации, чтобы было из чего выбирать.

УСПЕТЬ НАБИТЬ ВСЕ ШИШКИ

Эрик Кендел, Нобелевский лауреат, который получил премию за выявление анатомического механизма субстрата долговременной памяти, исследовал морских моллюсков. В ходе мероприятий он заметил, что если моллюска колоть в одно и то же место, то в синусе (участок мозга) начинают нарастать шипики.

Человек родился, научился переворачиваться набок, потом говорить, потом ходить, есть — все это способствует наращиванию шипиков. Из них в голове начинает формироваться индивидуальный для каждого каркас долговременной памяти. Основной каркас в мозгу каждого человека создается к 25 годам.

Чтобы шипики на этом каркасе нарастали, необходимо либо эмоциональное событие в жизни, либо повторение определенного события некоторое количество раз. Из этого каркаса и черпает информацию мозг в момент принятия решения по конкретному вопросу. Если ребенку недостаточно информации для решения задачи, то Google в помощь. Из этого вытекает еще одно когнитивное нарушение — ухудшение памяти.

С одной стороны, чадо постоянно потребляет массу информации, с другой — совершенно ее не анализирует и не запоминает. Просто незачем держать в голове столько всего разного, когда всегда можно открыть интернет и посмотреть, что к чему.

Самая эффективная пища для ума — самостоятельный анализ информации, дедуктивное и индуктивное мышление. Только тогда включается дефолт-система, а остальные блекнут. Когда мозг привыкает получать готовую, «разжеванную» информацию извне, ему незачем думать и запоминать ее. Шипики не нарастают, каркас не формируется, и восприятие страдает. Гораздо эффективнее, если ребенок получит ответ на свой вопрос посредством анализа фактов и аналогичных ситуаций самостоятельно.

Всем родителям интересно, насколько развит интеллект у ребенка. Интеллект — это важнейшая когнитивная функция, заключающаяся в способности решать сложные задачи и выстраивать сложные интеллектуальные объекты. Весьма показательным, в плане выяснения интеллекта и дальнейшей успешности в жизни, считается «зефирный тест» Уолтера Мишела. Ребенку четырех лет предлагалась такая история: ты сейчас можешь съесть зефиринку, но если ты ее сейчас не съешь, то через 20 минут у тебя будет две зефиринки.

В данном эксперименте исследуется умение контролировать заманчивый соблазн. Было доказано, что те детишки, которые выдерживали это время и выжидали две зефиринки, были намного успешнее тех, которые проваливали этот тест, поскольку могли мыслить логически и выбирать более выгодный для себя вариант поведения.

Зефирный тест намного показательнее знаменитого теста на IQ, поскольку выявляет способность решать сложные задачи, задействуя дефолт-систему мозга. Когда аборигенам Папуа – Новой Гвинеи на их языке объяснили, что надо делать в IQ-тесте, они завершили его лучше, чем выпускники Гарварда. Почему? Потому что аборигены Папуа – Новой Гвинеи ежедневно решают колоссальные интеллектуальные задачи, как им выжить. Сложности с построением интеллектуальных объектов у них нет.

Ребенок с самого рождения — это абсолютно самодостаточный механизм. Чтобы его покалечить, надо здорово постараться. Гаджеты — лучший помощник в этом деле. Рекомендуется iPhone, iPad, смартфон, планшет давать чаду не раньше чем в 11 лет и не более чем на час в день. Именно к этому возрасту дитя учится концентрировать и удерживать свое внимание. В противном случае ребенок, даже если и полезет в планшет с благой целью, будет скролить ленту, посмотрит пару новых роликов и забудет вообще, зачем он сюда полез. День пройдет, а дефолт-система так ни разу и не включится, ни один интеллектуальный объект не построится, шипики не нарастут. В таком случае, почему мы удивляемся, что наши продажи не подскакивают, пока мы не создадим максимально понятные и простые условия для покупки?

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПСЕВДОДИБИЛЬНОСТЬ?

1. Личный пример — оторвитесь от айфона, смартфона, сериала по телевизору. Проведенное время с ребенком за постройкой пирамиды из кубиков,  игры в мяч на улице, чтением книги и много чем ещё с троицей окупиться в «переходном» возрасте и поможет подрастающему человеку не «оцифроваться». Выйдите и погуляйте 45 – 90 минут по маршруту «Куда глаза глядят».

2. Айфон, айпад, смартфон, планшет — не раньше 11 лет и не более 1 часа в день (телевизор или планшет не имеет значения).

3. Никогда не использовать планшет, как бебиситтер.

4. Не ставьте компьютер в комнату к ребенку как можно дольше, лучше к 14–15 годам. «Компьютер нужен для учебы» — легенда, миф и ничего более.

5. Предупреждайте общение ребенка в социальных сетях, другу или подруге всегда можно позвонить, а лучше сходить в гости.

6. Клеить, шить, сколачивать, раскручивать, нюхать, замечать, путешествовать, готовить еду — чувство интереса для ребенка должно быть на первом месте.

7. Рефераты пишутся в библиотеке и от руки, «copy – paste» — блокирует развитие понятийного мышления.

8. ВАЖНО! ИНФОРМАЦИОННАЯ АСКЕЗА.

3
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация