Выберите автора

Бизнес на восстановлении

Прокопец Мария
г. Пенза Директор по развитию компании «Парафарм»
0
№ 3

Есть ли смысл небольшим региональным фармакологическим компаниям выходить на европейский рынок? С чего начать движение?

В июле 2018 года в Париже прошел ежегодный XII Всемирный конгресс Международной ассоциации физиотерапии и медицинской реабилитации (ISPRM).

С момента своего основания в 1999 году ISPRM служит мощным катализатором для международных исследований и улучшения качества жизни инвалидов во всем мире. Это ведущее научное и образовательное сообщество специалистов физиотерапии, реабилитологии и восстановительной медицины.

В 2018 году конгресс посетили 2 000 крупнейших специалистов в сфере физической терапии и восстановительной медицины.

Их вниманию было представлено 800 докладов из разных стран мира. Из России был только один.

Совместно с Институтом реабилитации и Курортологии Минздрава России был представлен доклад на тему: «Комплексная реабилитация пациентов с остеопорозом сахарным диабетом 2 типа».

ВЫХОД НА ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК ЧЕРЕЗ ПАРИЖСКИЙ КОНГРЕСС

Почему нам, небольшим производителям БАДов [1], было важно попасть на конгресс в Париже? Потому что само присутствие нашей компании там — это наш шаг в сторону освоения европейского парафарм рынка.

Сегодня любой бизнес, связанный со сферой реабилитации, как никогда востребован в Европе. Все научные исследования в этой области оплачиваются на уровне федеральных субсидий. Государство активно поддерживает развитие технологий, разработку и внедрение.

 Компании представляют себя на этих конгрессах и рассказывают о препаратах, в первую очередь для присутствующих там врачей и специалистов. Впечатленные слушатели могут дать свою рекомендацию министерствам здравоохранения. Так у небольших компаний появляется еще один путь выхода на европейский рынок.

В этом году на конгрессе была представлена наша разработка в сфере восстановительной медицины и реабилитации. С докладом выступала Лариса Александровна Марченкова [2].

Профессор рассказала об опыте использования нашего препарата в восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у людей с ожирением и сахарным диабетом второго типа. Благодаря этому средству восстановление костной ткани после переломов, вызванных остеопорозом, заметно ускоряется. Также речь шла о способе диагностики данного заболевания.

К нашему докладчику было много вопросов. Иностранных коллег заинтересовал перспективный продукт, который был создан пензенскими учеными на базе нашего предприятия. Впоследствии это поможет компании открыть свои представительства в Европе и США.

XII Всемирный конгресс Международной ассоциации физиотерапии и медицинской реабилитации, Париж, 2018 г.

КОМУ НУЖНЫ БАДЫ В РОССИИ, КИТАЕ, США И ЕВРОПЕ?

Примерно три года назад компания «Парафарм» начала заниматься активной научно-практической и научно-исследовательской работой. Все продукты, созданные в рамках этой деятельности, сейчас активно продвигаются на парафарм рынке России и в странах СНГ.

У нас есть опыт в продвижении БАДов на рынках Казахстана, Беларуси, Киргизии, Таджикистана и Украины. Плюс к этому, «Парафарм» имеет больше 100 патентов на продукцию, которая должна быть реализована в Китае и США, есть патенты и для Европы.

При формировании стратегии продвижения наших товаров на новых территориях мы изучили особенности отношения их потребителей к нашему продукту. Чтобы было проще, начнем описание с российского рынка.

ВСЕ СВОИ. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

В нашей стране БАДы сложно и продвигать, и продавать. На пути маркетологов стоят многочисленные ограничения в законодательстве, и мы вынуждены соблюдать все условия. Население, основываясь на неудачном опыте прошлых лет, до сих пор воспринимает БАДы как мифические лекарства, а не профилактические средства. Потребители либо их скупают и принимают в бесконтрольном количестве и по любому поводу, либо категорически отрицают любую их пользу.

Однако работать на нашем рынке можно и нужно. Повышение пенсионного возраста повлечет за собой европейскую тенденцию — поддержка здорового организма в формате интенсивной профилактики.

Когда эта тенденция будет заметна невооруженным взглядом, нам нужно быть «на расстоянии вытянутой руки» от потребителя. Для этого мы плотно работаем с федеральными сетями. У них серьезные условия сотрудничества и не менее серьезные штрафы за их несоблюдение. Даже если нарушение произошло по причинам, которые не зависят от компании-поставщика, штраф все равно будет назначен, и его придется заплатить. Это жесткие условия, но нас они не пугают.

То, что сегодня на полках «Ашана», «Ленты» и «Магнита» можно найти БАДы — это большой штрих на общей картине развития российского парафарм рынка.

По данным специализированного маркетингового агентства DSM Group, в сентябре 2015 года объем коммерческого рынка парафармацевтических товаров в России составил 6,25 млрд рублей, или 51,7 млн упаковок. Для сравнения, объем коммерческого рынка лекарственных препаратов составил 45,3 млрд рублей, или 321,9 млн упаковок. В то же время объем российского аптечного рынка БАДов в стоимостном выражении равен 2,4 млрд рублей, в натуральном выражении — 21,6 млн упаковок. 

РЫНОК КИТАЙСКОЙ ГРАМОТЫ

Мы давно рассматриваем Китай как рынок сбыта нашей продукции. Китайские потребители не отвергают продукцию из-за рубежа, потому что срабатывает эффект «у соседа трава зеленее». Если зарубежные препараты сделаны на основе традиционных трав и дополнены новыми формулами, то они придутся им по вкусу.

Однако, начиная с 2001 года, КНР усилила надзор за отраслью производства БАДов и ужесточила требования к иностранным производителям.

Только к концу 2006 года министерство здравоохранения Китая выпустило в общей сложности 84 закона и правила, которые регулируют продукцию здорового питания.

Плюс ко всему Китай переполнен местными БАДами. У них даже химическая фармацевтика развита меньше, чем производство лекарственной продукции из растительного сырья.

Все это можно расценить как минус и как плюс. Чем больше регламентированы условия работы, тем проще будет им следовать в дальнейшем. Потребителя не нужно подготавливать и убеждать, он рад качественным препаратам восстановительной медицины.

ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ ВХОДА ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ НА РЫНОК БАДов:

― Процедура по получению лицензии для вывода одного препарата на рынок Китая занимает 2–3 года.
― Если ваш продукт натуральный и в его состав входит большое количество трав, то готовьтесь к долгому процессу получения патентов на каждый ингредиент.
― По каждому препарату существует свой засекреченный список запрещенных в КНР ингредиентов.
― Китайцы настойчиво требуют формулу, по которой изготавливается тот или иной препарат. Поэтому, если у вашей компании существуют какие-то коммерческие или технологические секреты, которые нежелательно предавать огласке, нужно искать иные варианты официального вхождения на рынок.

БАДЫ В АМЕРИКАНСКОМ СТИЛЕ

Для большинства американцев БАД — это привычный и обыденный продукт.

Попасть на этот рынок непросто, а добиться, чтобы о товаре узнали и начали его покупать — еще сложнее. Для начала иностранному производителю придется доказать, что препарат действительно обеспечивает заявленное в патенте действие и безопасен для применения в качестве пищевого продукта. Кроме того, законодательство США обязывает подателей заявки на патент раскрыть в ее рамках лучший способ осуществления инновационной разработки.

Поэтому, если ваш препарат заявлен как средство для похудения, то покупатель должен быть уверен, что его употребление в пищу гарантированно обеспечит снижение веса и не навредит здоровью. Эти жесткие требования призваны быть надежной защитой права потребителей.

По некоторым данным, в США продается более 90 000 витаминов и биологически активных добавок. Они выпускаются в виде порошков, напитков, таблеток, батончиков и продаются в супермаркетах. Объем индустрии БАДов в США оценивается в $30 млрд. Это почти в 10 раз больше, чем российский рынок. Недавние исследования показывают, что 52% американцев принимают как минимум один БАД. Четыре или больше видов принимают 10% населения.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД. ПРИМИ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПОКА ЗАБОЛИТ

Если у производителя есть желание зайти на европейский рынок в полный рост, нужно помнить, что процедура получения европейского патента может затянуться на 5–6 лет. Однако оно стоит того.

На территории Евросоюза к БАДам почти все относятся легко и тепло, как к средству профилактики определенных заболеваний. Там больше пожилых людей, которые дольше сохраняют жизненную активность.

Европейская модель медицины предполагает, что люди более ответственно относятся к своему здоровью. Они понимают, что бесплатно их никто не будет лечить, а страховка — дорогое удовольствие. В их силах сделать все, чтобы укрепить свое здоровье, в том числе принимая биологически активные добавки.

КУДА ДВИЖЕТСЯ МИРОВОЙ РЫНОК БАДОВ?

Возможно, сейчас настало идеальное время для развития бизнеса в сфере восстановительной медицины. Перед нами общий портрет потребителя — он активно интересуется своим здоровьем. ЗОЖ шагает по планете и все больше людей решают, что им нужно сбалансированное питание. При этом они хотят питаться экопродуктами.

Эта тенденция нашла интересное отражение как в политике продвижения БАДов. В Японии 90% населения включают в свой рацион полезные добавки. Неудивительно, что именно там появился новый тренд — компании уходят от продвижения БАДов как лекарственных средств, их все меньше позиционируют как часть здорового образа жизни человека. Теперь БАДы — это часть правильного питания при занятиях спортом. Отличие одного от другого в новых форматах препаратов.

Не только в Японии, но и в мировой практике формат таблетки уходит в прошлое. Сегодня БАДы производят в форме порошков — теперь это основа для вкусных, малокалорийных и полезных коктейлей. В Европе, США и Китае, наряду с привычными формами, эти новинки уже сейчас можно найти не только в аптеках, но и на прилавках продуктовых магазинов. Каждая новая тенденция — это ответ бизнеса на выбор потребителя. Перед российским бизнесом новый вектор развития, новые рынки для продукта, новая аудитория. Знаете, как говорится? Работай — не хочу.

____________________
[1] Биологически активные добавки (БАД) к пище — композиции биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Они используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации различных видов обмена веществ, нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем, снижения риска заболеваний, нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта и в качестве энтеросорбентов. Физиологические эффекты БАДов достигаются привнесением в организм веществ или комплексов веществ, обладающих выраженным действием на человека и других животных. При этом БАДы не являются лекарственными средствами и, согласно отдельным мнениям, занимают промежуточную позицию между ними и продуктами питания.

[2] Лариса Марченко, профессор, к. м. н., заведующий отделом активного долголетия и эндокринологии и отделением реабилитации пациентов с соматическими заболеваниями от ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Министерства здравоохранения РФ.

5
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация