Выберите автора

Никогда не говори «да»

Лан Илья
г. Пенза Психиатр, врач-нарколог, психотерапевт
0
№ 3

Как перестать быть биороботом и дать себе шанс принять взвешенное решение.

Мы уже многие годы являемся «биороботами», даже не догадываясь об этом. Нас программируют каждый день, нами умело манипулируют и сколачивают на этом огромные состояния. Нас заставляют покупать, но при этом оставляют право считать, что мы сами сделали выбор. Бизнесменам грех не воспользоваться ситуацией — весь сейчас процесс мышления человека начинает работать по-другому.

МОЗГ — ТРУДЯГА

Мозг хотя и представляет собой сложную систему человеческого организма, но даже он не способен одновременно и поглощать информацию, и анализировать ее. У органа, находящегося в черепной коробке, есть всего три режима работы.

Первый — выявление значимости. Мы общаемся, разговариваем. Вы сейчас читаете журнал. Кто-то ждет звонка по телефону. Третий думает о том, что там происходит у него на производстве или дома. Выявление значимости — это концентрация внимания. То, на чем мы концентрируем внимание в данную секунду и момент.

Второй режим задействует центральную исполнительную сеть. Потребление информации. Внимание! Мы что-то захватили и дальше анализируем, нужно оно нам или нет.

Когда у нас с вами активизируется исполнительная система, система значимости выявления снижает активность. Их одновременная работа невозможна. Модное сегодня понятие «многозадачности» — большое заблуждение. Это доказано научно — человек не может быть многозадачным. Если он многозадачный, то, как правило, неэффективный. Если он занимается одновременно несколькими разными делами, то не занимается ничем.

То же самое и в работе мозга. Если человек постоянно отвлекается на что-то, или его отвлекают на что-то, у него нет времени поразмышлять. Соответственно, он не может строить  интеллектуальные объекты, за которые отвечает третий режим функционирования мозга — дефолт-система. Она расположена в разных отделах коры, и ее функция построение интеллектуальных объектов.

Интеллектуальный объект в нашей голове — продукт работы мозга. Некая структура, сформированная благодаря неким знаниям, которые мы получили раньше. Заложили их в мозг и переварили.

Если же мы не даем 23 минуты мозгу и постоянно находимся в движении — отвлекаемся на звонки, сообщения, оповещения, рекламные ролики, то дефолт-система не включается. День прошел, а она ни разу не включилась. Соответственно, мозг не построил интеллектуальный объект. Никакой.

День прошел зря, мы себя никак не обогатили. Не случилось у нас необходимых 23 минут, чтобы включить дефолт-систему и начать думать. Непрерывное получение новостей и просматривание всего подряд не обогащает, а отучает нас думать.

Хотя интеллект по своей сути — это способность решать сложные задачи, выстраивать сложные интеллектуальные объекты. В один момент времени активным может быть только один из режимов. Это означает, что человек либо впитывает информацию, либо размышляет над ней.

В условиях повседневных информационных атак мы часто лишь потребляем информацию. При этом если входящие данные не анализируются, не фильтруются дефолт-системой мозга, то производителям очень легко продать свой товар, опираясь лишь на восприятие «псевдодебильного» человека.

В дело включаются маркетинговые уловки. Сюда отнесите и цвет ценника, и размер рекламного слогана, плюс ароматическое, музыкальное и световое оформление торгового зала. Все подготовлено, чтобы спровоцировать клиента на покупку, пока его мозг не начал анализировать надобность профессионально поданного товара.

Второй момент, на котором играют маркетологи, чтобы привлечь внимание к продукту, — это базовые инстинкты человека. Их всего три: продолжения рода, безопасности и иерархический инстинкт.

Последний включает в себя оценку мнения субъективно значимого окружения, самооценку своего места в стае. У каждого человека есть определенный круг общения — это и есть его стая. Человек постоянно играет в царя горы в той стае, в которой он пребывает.

Цель такой игры — занять более высокое и устойчивое положение в этой иерархии. К примеру, крутой смартфон зачастую покупается ребенку для удовлетворения иерархического инстинкта родителя — чтобы уделать папу соседа по парте ребенка.

Еще один инструмент маркетологов для стимулирования к покупке «человека потребляющего» — зеркальные нейроны, которые были открыты в конце 20-го века Джакомо Ризолатти. Феномен нейронов в том, что они объясняют способность человека к эмпатии. Зеркальные нейроны включаются автоматически, когда мы наблюдаем, как кто-то что-то делает, и позволяют мысленно покручивать данное действие самим. Благодаря этому мы можем понимать, что чувствует человек в той или иной ситуации.

Однако зеркальные нейроны работают и в обратном направлении. К примеру, когда с телеэкрана любимый актер говорит, что он пользуется только таким шампунем, мозг, работая в режиме потребления информации, ассоциирует себя с кумиром, и человек спешит приобрести точно такой же продукт.

ДО ЧЕГО ДОШЕЛ ПРОГРЕСС

В ходе последних исследований было доказано было доказано, что наш мозг принимает решение за 10 секунд до осознания этого. При соответствующем уровне технического оснащения скоро можно будет даже не произносить, что именно тебе хочется, машина сама считает твои желания.

На основании этого исследования Илон Маск сейчас разрабатывает электромобиль «Тесла», который будет управляться мыслями его владельца. Картина будущего: вы сели в автомобиль, а ему не надо ничего говорить, он знает, куда вам нужно ехать.

С одной стороны, технический прогресс упрощает нам жизнь. С другой — упраздняет возможности для включения нашей дефолт-системы.

Однако парадокс: при полном благосостоянии как-то не думается, не включается дефолт-система. А все почему? Есть такая особенность у человеческого мозга: чтобы он что-то начал продуцировать, нужно создать ему для этого определенные условия —  вывести из зоны комфорта, создать стрессовые условия. Наш мозг расходует на мыслительную деятельность 20% энергии, которую мы потребляем. Тратить энергию, когда все и так есть — не эволюционно и не разумно.

В то время как искусственный разум растет и развивается, человеческий мозг идет с такой же скоростью в обратном направлении. Меняется само мышление человека. Формируется линейное, «лайковое мышление». Современному человеку так проще: нет необходимости нагружать свою дефолт-систему лишней работой по анализу информации. Нравится, удовлетворяет базовые потребности — «лайк», не нравится — проходим мимо.

По этой причине в ассортиментном ряду товаров идет тенденция на упрощение. Иван Павлов еще в начале 20-го века говорил, что человеческий мозг стремится к простоте. Пользуется спросом самый заурядный контент, самый посредственный продукт. Простота — основное конкурентное преимущество современных производителей.

3
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация