Выберите автора

Как организовать работу онлайн?

Воропаева Светлана
г. Воронеж Директор тренингового центра Воропаевой Светланы, тьютор в национальном проекте «Лидеры производительности», ведущая программы «Лучшая версия» на радио Mediametric – Воронеж, преподаватель Бизнес-школы ВГУ 2018-2019
0

Многие считают, что работа в режиме онлайн – заманчивая возможность остаться дома, надеть блузку и вещать в микрофон. На самом деле, это сложный навык, который требует серьезной подготовки. Рассказываем, как выстроить продуктивное общение с аудиторией в онлайне.

Наши тренеры в течение последних 5 лет плотно и часто выходят в онлайн: вебинары, конференции, фасилитационные сессии – все это давно стало частью работы. Теперь и тренинги в онлайн-формате вошли в «список обязательных» навыков и продуктов.

Любое вещание можно рассматривать, как три больших этапа:

1. Подготовка к эфиру.

2. Сам эфир, работа с аудиторией.

3. Работа с материалом и аудиторией после эфира.

Итак, чуть подробнее про каждый этап: какие есть минусы и какие здесь могут быть сложности.

ПОДГОТОВКА К ВЫХОДУ В ЭФИР.
ПЕРВЫЙ ЭТАП

Подготовка к взаимодействию в онлайне состоит из трех больших частей: содержательная, техническая, психологическая. Содержательная часть ничем не отличается от выступления в офлайне  (цели, задачи, полезная информация, упражнения и т.д.). Разберем подробнее техническую и психологическую подготовку к выходу в эфир.

Техническая подготовка

Важно определить технические моменты заранее: что, в какой момент времени, с кем, в какой программе тренер будет общаться с участниками.  На данном этапе будет уместным обсудить камеры, свет, штативы, полосатые и цветочные обои и кофточки, съемки на улице и в помещении.

Инструменты:

— Чат-боты нужны, когда аудитория больше 70-100 человек. В остальных случаях достаточно положиться на правильную организацию процесса и коллег-модераторов.

— Личный кабинет для материалов и домашней работы –  нужный и полезный инструмент. Важно определиться с платформой, где будет происходить общение. Самые распространенные: Moodle, Getcourse, Антитренинг. Что выбрать? Каждый решает сам, исходя из потребностей, задач и стоимости. Не бойтесь спрашивать, изучайте, анализируйте, и найдете тот продукт, который будет подходить именно вам.

— Платформа для проведения вебинара/обучения. Их выбор такой же большой и разнообразный, как и платформ для личных кабинетов. В нашей практике мы используем Мираполис, Clickmeeting, ZOOM. Когда нужно в процессе обучения провести несколько разных активностей, то с удовольствием подключаем Miro, для голосований и быстрых ответов – Mentimeter. Когда нужно записать видеоурок – iSpring. — Облако для хранения данных и обмена информацией стоит подключить, если у вас нет личного кабинета. Например, когда вы в ZOOM ведете вебинар, запись выкладываете в папку в облаке (для тех, кто пропустил), а все общение с группой у вас идет в чате WatsApp или Telegram.

— Облако для хранения данных и обмена информацией стоит подключить, если у вас нет личного кабинета. Например, когда вы в ZOOM ведете вебинар, запись выкладываете в папку в облаке (для тех, кто пропустил), а все общение с группой у вас идет в чате WatsApp или Telegram.

Психологическая подготовка

Речь идет о страхах, сомнениях, мотивации и самоорганизации как вас и вашей команды, так и участников тренинга.

Три метода, которые помогли нашим тренерам преодолеть их страхи:

1. Работа с психологом в случае, если не справляетесь сами.

2. Метод маленьких побед. Например, хвалить и радовать себя за каждый результат и каждую победу над собой. Не можете хвалить себя сами? Пусть у вас будет команда, в правилах которой подбадривать и поддерживать друг друга. Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания к достижениям, тем сильнее подпитка для новых свершений, тем выше вероятность не опустить руки и выйти на новый уровень. Ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя чем-то за каждый выполненный пункт.

3. Практика и еще раз практика. Как можно больше репетируйте, прорабатывайте свои действия на публике до тех пор, пока не обретете уверенность в себе и своем выступлении. Попутно разбирайте достижения и ошибки, что также пойдет на пользу.

ПРО МОТИВАЦИЮ

Если коротко: пока вы не можете ответить себе на вопрос «зачем я это делаю», то не делайте. Получите ужасный результат и будет только хуже.  Смогли найти пару важных «потому что» — отлично, выпишите, держите у себя перед глазами или периодически напоминайте себе о них, чтобы эту мотивацию поддерживать.

РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ ВО ВРЕМЯ ЭФИРА.
ЭТАП ВТОРОЙ

Голос ведущего в эфире

Следите за своей громкостью. Это не только техника речи, это еще и ваш голос: писклявый / громкий / низкий / тихий. Над голосом и скоростью речи можно работать. Найдите свою середину между «медленно» и «тараторить» и тренируйтесь так говорить. Я для себя поняла, что во время обучения нужно говорить чуть быстрее, чем в обычной жизни, ведь мысли людей бегут быстрее, чем слова.

Вас уже давно поняли, а вы все еще объясняете свою мысль? В таком случае уместнее говорить чуть быстрее. Пусть те, кто не понял, или хочет чуть подробнее разобраться, задают вопросы, а вы решаете, как и когда на эти вопросы ответить – или сейчас, если вопрос интересен всем, или потом, отдельно, именно автору вопроса.

Иногда выручают модераторы в чате, они берут на себя роль «пояснителя». Маленькая хитрость – когда ведущий говорит чуть быстрее, это положительно влияет на динамику, люди быстрее реагируют на вопросы, смена событий в эфире ускоряется, и это влияет на итоговое впечатление: «Я и не заметил, как закончился наш запланированный час».

Работа в чатах

Один ведущий не сможет обеспечить одновременно и качественное выступление, и хорошую работу в чатах с участниками. Обычно это выглядит так: ведущий задает вопрос и замолкает, ждет, пока все напишут ответ. Пауза затягивается на неприлично долгие минуты. Потом начинается разбор того, что написали, попытка уточнить, что имел в виду участник. Все внимание ведущего уходит на конкретных ответивших 2-3 участников, остальная аудитория отвлекается от вебинара, и мы получаем снижение активности.

Когда есть помощники (модераторы), они берут на себя работу с комментариями:

  • «банят» тех, кто ведет себя некорректно по отношению к ведущему или другим участникам;
  • вовремя высылают нужную ссылку на материал, о котором упомянул ведущий;
  • уточняют, что имел в виду участник в своей предыдущей фразе;
  • приветствуют тех, кто опоздал;
  • отвечают на вопросы, которые уже ранее были освещены или будут озвучены чуть позже;
  • успокаивают буянов и шевелят молчунов;
  • поясняют правила / ориентируют в вопросе обсуждения.
  • поясняют правила / ориентируют в вопросе обсуждения.

С чатами можно и нужно работать. Можно это делать во встроенных программах, в которых вы ведете вебинар, а можно использовать чаты в Telegram, WatsApp. Все зависит от задач, которые вы перед собой ставите. Плюсы внешних чатов:

1. Если пропала связь, то вы не теряете участников, можете их проинформировать о том, что будет дальше.

2. Когда ведется работа после вебинара, все участники «остаются с вами», вы можете делиться с ними информацией, запрашивать обратную связь и так далее.

 3. Есть отличная возможность провести нетворкинг и получить дополнительный бонус – расширение сети полезных и приятных знакомств.

Работа с аудиторией

Прежде чем приступать к «активностям» с аудиторией, нужно убедиться в том, что вас «слышно/видно», и сделать еще несколько простых действий.

1. Озвучить правила: как и когда задавать вопросы; будет ли домашняя работа; как общаться – в личных сообщениях или чатах; есть ли возможность отвечать друг другу на комментарии. На первый взгляд, это очевидные вещи, но в тех ситуациях, когда правила не озвучиваются, вероятность неразберихи в комментариях возрастает.

2. Озвучить длительность эфира – это можно назвать и «правилом хорошего тона», и неким «занудством», ведь в описании к вебинару вы уже указали его длительность. Однако при озвучивании длительности эфира появляется уверенность, что все пройдет по плану,+ и возникает больше доверия к ведущему.

 3. Улыбнуться себе и миру.

После вступительного слова, представления себя, своих соведущих и модераторов можно включать участников.

Если в офлайн-тренинге мы меняем активности каждые 15-20 минут, то в онлайне это нужно делать чаще: каждые 5-7 минут. Для этого нужно использовать различные виды активностей и платформ.

Какие варианты активностей можно предложить аудитории во время вашего вебинара?

  • Интервью (с участниками или приглашенными гостями, в прямом эфире или в записи).
  • Голосования (в специальных приложениях, в комментариях определенными значками или цифрами.
  • Опросы (многие платформы позволяют это планировать заранее).
  • Групповая работа (с разным количеством участников) с последующей презентацией результатов работы группы.
  • Комментарии.
  • Ответы на вопросы (письменно в чатах / устно голосом).
  • Дискуссии.
  • Просмотр видео- или аудиороликов (или через демонстрацию экрана или по ссылке).
  • Запрос обратной связи.

Это неполный список. Его можно и нужно расширять.

Работа с раздаточным материалом

Это один из самых сложных и ценных элементов, который вы можете предложить своей аудитории.

Здесь есть два варианта:

1. Вы даете материал, а ваши участники параллельно выполняют задания на своих «прототипах». Это часто используют те, кто ведет обучение, например, написанию текстовых материалов или по созданию сайтов. Ведущий говорит: «Нажмите вот эту кнопку и создайте новый шаблон», а участники выполняют все действия пошагово. И когда по окончании обучения участник видит, что за полтора часа создал страницу своего будущего сайта или написал структуру будущего поста для блога, это окрыляет, дарит удовлетворение от результата и мотивирует прийти на следующий ваш урок.

2. Вы высылаете материал заранее. Например, при работе с возражениями в продажах. Когда даете задание, участники выполняют, как на обычном тренинге, в своих «раздатках». Потом можно попросить продолжить работу  после вебинара, в качестве домашнего задания, или воспользоваться одной из активностей на тренинге, описанных выше.

РАБОТА ПОСЛЕ ЭФИРА.
ЭТАП ТРЕТИЙ

Если эфиров несколько, что делать в промежутках между ними? Конечно, можно не делать ничего.  Это  ваш выбор, и он зависит от задач, которые вы перед собой ставите.
На данный момент  самое распространенное действие после эфира – раздача заданий, материалов, ссылок, которыми с вами делятся организаторы.

Что еще можно делать? Если вебинар был отдельным готовым продуктом, то аудитории можно предложить:

  • написать отзывы и рекомендации, поделиться своими результатами (и использовать их для продвижения своего продукта);
  • углубиться в выбранную тематику;
  • рассмотреть новую тему для изучения.

Если вебинар был частью чего-то большего, например, началом обучающего курса, то должны быть шаги по удержанию внимания, повышению ценности вашего следующего продукта.

 Здесь уже много привычных нам форматов:

  • совместный чат или группа
  • общий доступ к полезным материалам пройденных тем
  • рассылки для поддержания интереса или более углубленного изучения материала

И, конечно же, можно различными способами поблагодарить аудиторию за:

  • участие
  • активность
  • вопросы
  • комментарии
  • готовность принимать информацию
  • обратную связь во время и после эфира
  • помощь другим участникам в упражнениях
  • техническую подготовленность
  • желание делиться своими знаниями
  • терпение или нетерпеливость

Выбирайте. И благодарите ваших участников.

1
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация