Выберите автора

Три принципа воспитания

Макшанов Сергей
г. Санкт-Петербург Управляющий ГК «Институт Тренинга АРБ Про»
0

Чему мы обязаны научить своих детей — и как это сделать?

Мне глубоко симпатичны размышления князя Кропоткина о межвидовом сотрудничестве. Он говорил о том, что основа эволюции, развития и успеха — это взаимопомощь (то, что позднее будет называться кооперативным поведением).

Он доказывал через исторические примеры, что взаимопомощь — основа экономического развития. В работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» князь Кропоткин пишет, что взаимная помощь, солидарность, сотрудничество — одно из ключевых свойств человека, и это эффективный способ поведения.

Однако маленькие человеки входят в мир людей, а он — этот мир — и его бизнес-часть полны конкуренции. Их вход сюда нельзя назвать осознанным и самостоятельным выбором. Поэтому хочу поделиться рядом мыслей относительно родительского долга (мы же ответственны за тех, кого привели в этот мир).

Смысл родительского долга в том, чтобы обеспечить симметричные условия для старта ребенка в ювенильный, а затем во взрослый этапы жизни. И вот три основных принципа, на которые имеет смысл опереться в вопросах воспитания детей.

Первый принцип

В максимальной степени насытить общение детей с эффективными взрослыми. Минимальный уровень 60/40 в пользу взрослых. Антипод этого подхода – 95/5, где 95 – это время общения со сверстниками.

Второй принцип

Регулярный сбор навыков. Нужно предоставлять своему ребенку возможность освоить как можно больше полезных навыков, показать ему спектр возможностей. Сразу отмечу: навык возникает после прохождения кривой научения — а это 11 этапов с корректировкой (один раз показал или отвел на кружок — так не работает). 4 группы навыков:

  • Моторные навыки: умение что-то делать руками — лепить из глины, рисовать, вышивать, вязать, готовить еду, чинить свою одежду и обувь, забивать гвозди, пилить, все виды спортивных активностей.
  • Коммуникационные навыки: уметь общаться в разных ситуациях и с разными людьми. Научить инициировать общение, поддерживать его, вовремя завершать.
  • Навыки эксплуатации: ухаживать за велосипедом, лыжами, коньками и так далее, уметь налаживать свой компьютер, уметь обращаться со стиральной машиной и поддерживать свою одежду и обувь в чистом состоянии, убирать дом.
    В этом пункте отдельно подчеркну, что в какой-то момент у ребенка должны появиться обязанности по дому —  и это должно стать обязательным пунктом его расписания. Таким образом, мы способствуем пониманию того, что «надо» иногда больше, чем «хочу». И тут важно соблюсти баланс, чтобы в какой-то момент «надо» и «хочу» не слились воедино (дилемма равновесия).
  • Интеллектуальные навыки: все, что связано с концентрацией внимания, изучение языков, ведение целевых и проблемных диалогов (обсуждение со взрослыми вопросов, требующих подтягивания знаний из разных областей).
12 Макшанов 1

Сергей Макшанов — бизнес-эксперт, управляющий ГК «Институт Тренинга — АРБ Про», разработчик стратегий для многих российских компаний, автор и ведущий семинаров для владельцев бизнеса и топ-менеджеров, автор более 70 статей о значимости и эффективности стратегического управления и планирования.

Ежегодно проводит более 10-15 проектов по стратегическому управлению и планированию и порядка 30 семинаров и тренингов (открытых и корпоративных).

Среди стратегических клиентов: Росатом, М.Видео, Билайн, Банк «Санкт-
Петербург», Nestle, Сoca-Cola, 1С, Иркутскэнерго, Холдинг Атлант-М, ALVISA Group, STIS, Снежная королева, Калина, Сплат, К-Телеком, Урал-ФД, ГК Слата, TRIOL, TRASKO, STALogistic, Улыбка Радуги, Faberlic, БауСервис, Деловой Квартал и другие.

Третий принцип

И, наконец, третий принцип. В максимально возможной степени продемонстрировать ребенку «меню» —  как устроена жизнь в широком смысле.

Как живут люди в разных городах и селениях, в нашей стране и в других странах. Как работают рабочие на заводе. Как устроено хранение овощей и фруктов у испанцев. Всячески поддерживать любознательность ребенка относительно того, как и что устроено, откуда и что взялось. Для этого предоставить ему возможность знакомства с максимально неангажированными хронологическими описаниями гео- и антропогенеза (как возникла Земля, откуда появился человек).

Важно также показать разные жизненные сценарии —  через биографии и жизненный путь собственной семьи (на сколько поколений вглубь веков вы знаете свои корни?), через качественные литературные произведения (с обсуждением реалистичности жизнеописаний героев), биографии известных личностей, авторские мемуары и дневниковые записи, переписку с современниками.

И несколько слов о том, чего НЕ надо делать.

Не надо ограничивать варианты приобретения собственного опыта (конечно, в разумных пределах). Уточню, что речь здесь идет о получении навыков из второго принципа и о стремлении узнать на собственном примере, как и что устроено.

Итак, вот те три принципа, соблюдая которые, мы имеем шанс дать хороший старт в большую жизнь своим детям.

3
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация