Выберите автора

Откуда берутся кадры для IT?

Семенкин Максим
г. Пенза Президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения SECON, руководитель компании CodeInside
0

Почему невозможно подготовить миллион айтишников силами вузов? Как софтверные компании пытаются ликвидировать кадровый голод самостоятельно? И причем здесь SECON?

ГДЕ ВЗЯТЬ 1000000 АЙТИШНИКОВ?

12 лет назад, когда мы задумали провести первый SECON, программист в представлении большинства был человеком, который был абсолютно не социализирован, сидел за монитором и делал непонятно что. Сейчас эта профессия уже всем понятна, это мейнстрим. Все хотят стать программистами, и никому не нужно объяснять, почему в этой отрасли стоит работать.

На самом деле «войти в IT» — это не значит «стать программистом». Вариантов развития масса, можно прийти из другой сферы. Наверное, самый яркий и интересный пример — у нас в компании работает человек, который до этого был поваром суши. Самое важное — подкрепленная мотивация. Мотивация в современном мире действительно может помочь справиться с любыми препятствиями: найти необходимую информацию, найти нужных людей.

В России нам до 2025 года нужно взрастить миллион IT-специалистов. Эта задача поставлена Правительством РФ. По моему мнению, не весь этот миллион специалистов должен иметь высшее образование.

Чтобы начать работать в нашей отрасли, можно получить необходимые навыки и знания и за более короткий срок. К примеру, научиться программировать можно за полтора года. В IT есть специализации, есть типовые задачи, которые могут решаться специалистами не самой высокой квалификации.

Бакалавриат и тем более магистратура должны давать более фундаментальное образование, которое позволит в перспективе выйти на должности, где решаются более сложные задачи. Нужны высококвалифицированные люди, которые могут, например, проектировать архитектуру информационной системы. Для этого нужно знать не только программирование, но и принципы построения информационных систем: как работают базы данных, как обеспечивать отказоустойчивость, балансировать нагрузку, как выстроить производственный процесс, как обеспечить качество менеджмента. Вот за такими вещами нужно идти в вузы.

КТО, ЕСЛИ НЕ ВУЗ?

Десятилетие назад у вузов была абсолютная монополия на знание. У них были преподаватели, которые были носителями знаний, у них были специализированные библиотеки. Интернета не было, получить эти знания где-то еще было невозможно.

Сейчас рынок образования — сфера перспективная, в ней появляется масса стартапов. Большая их часть, правда, быстро схлопывается, потому что ожидания не оправдываются.

Очевидно, что в перспективе традиционного педагога, который стоит у доски, можно заменить — если не полностью, то хотя бы частично. Часть его работы легко переходит в онлайн: можно записать лекцию один раз, а самих преподавателей занять чем-то другим. Более практичным, интересным.

Например, поменять их роль с лекторов на наставников. Они говорят студентам: «Послушайте лекции, ознакомьтесь, а мы с вами будем решать конкретные задачи. Я вам буду подсказывать, какой инструмент использовать, в каком направлении двигаться, что еще попробовать». Вообще «проектная деятельность», «командная работа», «кросс-дисциплинарный подход» «наставничество» — это ключевые слова современного образования. Все движется в этих направлениях, и я немного похвастаюсь: наша IT-лаборатория, которую делает ассоциация SECON последние семь лет, основана на этих принципах.

ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛИ SECON?

SECON — это пензенская ассоциация разработчиков программного обеспечения, в которую входят руководители софтверных компаний, разработчики программного обеспечения, фрилансеры, преподаватели и студенты. Это активное сообщество IT-специалистов региона — плюс конференция, которая ежегодно проводится весной. В 2021 году она состоится в мае.

Вообще, то, что SECON появился, это следствие сложностей и проблем в отрасли. Компании объединились на почве нехватки кадров для себя, а конференция рассматривается как инструмент решения задач по формированию долгосрочного кадрового резерва для членов ассоциации.

Зрелый программист может прийти на конференцию и узнать, что происходит в сфере, что в этой отрасли уже делают программисты? Решить, может ли он применить себя в ней, и что для этого нужно? Будут треки для начинающих, для тех, кто хочет «войти в IT», — это школьники и люди из других отраслей.

Честно говоря, я не знаю другой IT-конференции, которая с 2007 года ежегодно проводится в каком-то регионе. Несмотря на то, что это региональная конференция, у нас есть сформировавшаяся репутация и известность в определенных кругах далеко за пределами области.

ЛАБОРАТОРИЯ КАДРОВ

Мы формируем кросс-дисциплинарные команды, у нас минимум лекционной работы. Она есть, но туда приходят гуру своей отрасли с большим опытом разработки. И приходят не для того, чтобы чему-то научить, а просто как мотивирующий фактор. Показать, что вот он — человек, который живет рядом с вами, участвует в крупном проекте и готов об этом рассказать. Получение теоретических знаний отдается на откуп самим студентам IT-лаборатории.

Команды собираются под конкретные IT-проекты, и для этого нужны не только программисты, как может показаться на первый взгляд. Нужны и руководители проектов, и дизайнеры, и маркетологи, и аналитики, и многие другие специалисты.

Мы формируем именно такие команды и в целом стараемся создать окружение, которое моделирует работу софтверной компании. К всегда прикрепляется куратор, который тратит небольшое количество времени на консультации. Еженедельно все команды собираются вместе и рассказывают о том, что у них получилось или не получилось. Так за шесть недель они производят прототип продукта.

Если человек уже сделал первые осознанные шаги в своей специальности, освоил тот материал, который ему дается на первом-втором курсе университета, он вполне может быть участником нашей IT-лаборатории. Преимущественно это студенты разных курсов — от первого до последнего, но к нам попадают и школьники. А бывает, что это взрослые люди: самому старшему участнику лаборатории 50 лет, он из Крыма, и у него как раз была задача сменить специализацию, перейти к нам из другой сферы.

1
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация