Выберите автора

Как переехать в Японию

Реуцкий Вадим
г. Пенза Проджект-менеджер в компании «Сорамицу».
0

Талантливых специалистов, особенно в сфере IT, ждут во всем мире — и в Японии в том числе.

КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Путь из Пензы в Японию был длинный. В Иннополисе я окончил магистратуру по программе Carnegie Mellon University, которая посвящена управлению разработкой программного обеспечения. Один год я проработал в университете, потом в МТС руководителем группы разработки, и ко мне поступило предложение о переезде.

Я всегда думал о том чтобы переехать, но не предполагал, что это будет Япония. Когда я приехал сюда в отпуск в 2018 году, я узнал, что японская компания ищет человека на позицию проджект-менеджера. Прошел собеседование, встретился с директором, основателем компании в Токио. Спустя несколько месяцев, пройдя через сложную процедуру бумажных оформлений (разрешение на работу, виза), переехал сюда.

Первого сентября начал официально работать в компании, оформлять документы. 11 ноября я прилетел в Токио уже с супругой. Чтобы получить долгосрочную рабочую визу, нужно сначала получить сертификат соответствия, который дает японская компания. Самостоятельно это сделать невозможно.

О КОМПАНИИ

Компания называется «Сорамицу». Это финтех-стартап, занимающийся разработкой банковского и криптовалютного ПО, основанного на технологии блокчейн. Много подобных компаний закрылось, после того как блокчейн прошел пик популярности, но мы до сих пор существуем.

Компанию основали два человека: один из них японец, второй — натурализованный японец. Он американец, который переехал в Японию, прожил здесь 10 лет, выучил язык, получил высшее образование и получил японское гражданство. Это сделать очень непросто.

Они основали компанию в городе Аидзувакамацу (префектура Фукусима). Команда сделала первую версию блокчейн-решения, после чего стало ясно, что надо расширять свое влияние. Нашли новых разработчиков в Иннополисе. Сейчас в России над нашими проектами работает 50 человек, а это большая часть разработчиков.

Одна из главных задач японского бизнеса — привлекать к сотрудничеству иностранных специалистов. Главный офис разработки находится в России, но люди, которые развивают бизнес, — в Японии. У нас налажено партнерство с Камбоджийским центральным банком, специалистами из Швейцарии и США. Ищем новых партнеров по всему миру.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАПАД

Процесс привлечения иностранцев выстроен настолько, что высококвалифицированный специалист без проблем может получить визу. Это могут быть, например, инженерные специальности, работники искусства или экономисты.

Некоторые компании охотно нанимают иностранцев. Например, «Ракутен» считается компанией, в которую легко можно устроиться IT-специалисту. Своих инженеров не хватает.

2020 09 Реуцкий 1

ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ЯПОНЦЫ СТРЕМЯТСЯ НАБИРАТЬ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

1Население Японии стареет, ощущается нехватка рабочих рук — «синих воротничков»: строителей, уборщиков, работников складов. Поэтому год назад здесь ввели расширенные визовые нормативы как для простых работников, так и для специалистов.

2В Японии существует культ поклонения западному миру (особенно Америке). У японцев есть комплекс, что они отстают в развитии от западных стран. Это идет еще с 19-го века, когда сюда приехали европейцы с огнестрельным оружием, а японцы встретили их, вооруженные мечами.

3Россия — это Европа. В представлении японцев Германия и Россия — одно и то же. Поэтому русских инженеров здесь ждут. Не только из Москвы, но и из других городов. Например, в Казани регулярно проходят встречи японских работодателей со студентами, и им прямым текстом говорят: «Если хотите в Японию и хотя бы что-то понимаете в IT, тогда welcome».

4Неторопливый подход. Японцы отстают в сфере IT, потому что у них работа строится по традиционной системе: нужно разработать все методики, написать руководство по правильному использованию библиотек, скрупулезно проработать все детали. Все технологические процессы давно отлажены и отработаны, но за развитием IT они не успевают. Работники IT знают, что каждые пять лет сфера меняется до неузнаваемости, и нужно постоянно получать новые знания, осваивать новые навыки.

2020 09 reuckij 3

КАК ОТКРЫТЬ СВОЕ ДЕЛО?

Иностранному предпринимателю довольно сложно открыть свое дело в Японии. Здесь существует негласное правило: японцы доверяют только японцам. Они никогда не опаздывают, всегда заканчивают работу в срок и отвечают за качество. Для японца главное — сохранить лицо: если он что-то сделал не так, то придется принести публичные извинения.

Самое главное для иностранного бизнесмена – установить личный контакт с местным жителем, найти «поручителя». Иначе будет очень сложно пробиться. Японцы в первую очередь выберут местную компанию, даже если она проигрывает по цене, скорости и объемам. Потому что такая компания на 100% выполнит все, что пообещает, а у иностранцев нет такого чувства ответственности, это всегда лотерея.

Первый вопрос, который вам задаст японец: «А что у вас в стране вкусного?» Японцы очень любят еду, через нее познают мир. Постоянно фотографируют и выкладывают в соцсети. Недавно здесь стали популярны российские сырки «Александров». Они продаются в магазинах с импортными товарами. На этом можно построить бизнес. Найти что-то вкусное и необычное.

Также можно предоставить консалтинговые услуги. Японцы недостаточно хорошо владеют английским языком, и им важно наладить контакт с представителями разных стран.

СЛОЖНОСТИ

1Язык. Основное требование —  владение английским языком, потому что это основной язык общения в компании. На Западе и в России IT-специалисты знают английский, но в Японии – почти никто. Все учили английский в школе, знают времена, но очень мало людей, которые могут на нем говорить.

2Разный менталитет. Нужно дополнительно проговаривать определенные вещи, ради предотвращения недопониманий. Когда японец что-то обещает сделать, то он подразумевает, что сделает это вовремя, еще дополнительно проработает какой-нибудь алгоритм или разработает методику, но когда то же самое говорит человек из США, он подразумевает под этим совершенно другое. Такие вещи необходимо уточнять, чтобы не было недопониманий, основанных на додумывании.

3Часовые пояса. Приходится подстраивать все расписание под то, чтобы всем быть онлайн. Особенно это сложно, когда нужно организовать конференцию на 3 страны: в Японии поздний вечер, в США —  раннее утро, а в России — середина дня.

4Общий контекст. Люди не должны выпадать из зоны внимания друг друга. Когда работаешь в одном офисе, можно с коллегами сходить на обед, чайку попить, встретиться вечером в баре. Таким образом выстраивается взаимодействие, взаимопонимание и общий контекст в коллективе. Поэтому надо проводить дополнительные встречи, говорить о целях или просто поинтересоваться, как дела, чтобы не терять эмоциональный контакт.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Если говорить про среднестатистический день обычного японского офисного работника, то он тоже отличается от российского. В большинстве крупных японских компаний, вроде Sony, Mitsubishi, Rakuten и т.д., есть целый свод гласных и негласных правил, которым они следуют:

1. Нельзя опаздывать. Всегда нужно приходить заранее.

2. Нельзя пользоваться наушниками на рабочем месте.

3. Нельзя уходить раньше начальника. Люди часто задерживаются, перерабатывают.

4. Не высовываться. Инициатива не приветствуется.

5. Не менять место работы. Японцы, которые трудятся в офисах, получают повышение по выслуге лет (примерно на 10% раз в 5 лет).

О ТЕХНОЛОГИЯХ

Япония не такая технологичная страна, как все думают. На самом деле, она очень традиционная. Со стороны мы видим Японию как страну роботов, аниме, летающих машин. Отчасти так оно и есть. Например, у них вся страна пронизана высокоскоростными поездами. Мы живем в 350 километрах от Токио, дорога занимает всего 2 часа. Поезда ходят каждые 15 минут и останавливаются в центре города, не нужно ехать в аэропорт, покупать заранее билет.

Я бы сказал, что у них главенствует не технологичность, а промышленный дизайн. Все сделано для удобства людей. Когда мы приехали сюда в первый раз, было впечатление, что проектировщики продумали все сложности, с какими человек может столкнуться.

В квартирах стандартная тема — пульт управления для ванной комнаты. Приходишь домой, нажимаешь на кнопочку, и тебе набирается горячая ванна. Все очень хорошо интегрировано друг с другом. Например, стандартная температура воды в домашних нагревателях отрегулирована на 40 градусов, и точно такая же отсечка нарисована на регуляторе смесителя, где вода будет максимально горячей.

Дома обязательно строят с расчетом, чтобы на каждую квартиру было одно парковочное место, если это не бюджетное «общежитие» — в таком, конечно, наличие машин не подразумевается, и парковка не предусмотрена. Из-за того, что здесь очень мало пространства, строят либо парковочные комплексы, либо подземные парковочные места.

Нельзя сказать, что в технологическом плане все так гладко. Здесь до сих пор много мест, где принимают только наличные, например, в большинстве мелких кафе.

Хорошо работает почта. Посылки приносят прямо домой. Если тебя не было дома, можно позвонить в почтовое отделение, чтобы посылку принесли в другое время. 

Если человек на работе занимается обслуживанием клиентов, то он будет просто суперучтивым, супервежливым. Он — лицо компании, а лицо компании не должно быть никоим образом запятнано. Даже на почте, в банках, в ГАИ — везде все очень вежливо объяснят, расскажут, покажут. Это не технологично, но это то, что делает жизнь намного комфортнее. По крайней мере, пока человек на службе, он очень приветлив и ответственен.




11
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация