Выберите автора

Что происходит с командами?

Ерохина Анна
г. Пенза Главный редактор журнала "Секреты бизнеса"
0

Роль команд становится все актуальнее, но иерархические организационные структуры управления не поспевают за изменениями. Рассказываем о трендах командообразования, грамотном распределении командных благ, о том, что происходит с командами в России и почему ушедших сотрудников не оплакивают.


ДОЛГОВ МАКСИМ
г. Москва
Эксперт по развитию команд, основатель Школы Командного Лидерства, управляющий партнер Центра Командных Компетенций


КУКУШКИН МАРК
г. Москва
Практик развития, корпоративный антрополог, основатель компании «Тренинг бутик», акционер компаний Best T&D Group и Assessment Systems Russia, автор проектов «ПИР: Практики развития» и ОТУMKа (Открытый тренерский университет).

ТРЕНДЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

Максим:

Тема командной компетенции сейчас актуальна — в Арабских Эмиратах и Латинской Америке это целый бум. Мы активно развиваем свой Центр командных компетенций, подобный проект есть в Германии, в Лейпцигском университете.

Общемировой тренд — возможность создавать командное взаимодействие без создания команд в принятом понимании. Но перед построением такой коллаборации должно стоять воспитание командных лидеров, которые смогут быстро организовать взаимное усиление синергетическим эффектом.

Марк:

Тренды командного управления на 2020 год.

1. Тиминг. Дает понимание того, насколько быстро должна образовываться команда даже в стабильной среде. Позволяет группе людей, собранных под задачу, очень быстро и ситуационно действовать как команда.

2. Распределенное лидерство. Вы помните старую фразу, что лидер в футболе тот, у кого мяч? Это понимание того, кто должен сделать следующую передачу, это умение разных людей как принимать на себя лидерство, так и отдавать его.

3. Разнообразие форм и методов работы с командами. Тренинг командообразования можно проводить на любом предметном материале: на кухне, в постановке творческого действия — где угодно. Целый ряд идей из разных сфер человеческой деятельности удивительным образом обогащают идею командного тренинга.

Максим:

При проведении тренинга командообразования мы действительно можем использовать разную реальность. Работая с конкретной командой, мы формируем, прежде всего, реальность под задачу, в которой люди могли бы отстраниться от деятельности. Но этап заземления и демонстрации результата проходит в поле той деятельности, которой занимается команда. Футбольная команда формируется на футбольном поле, торговая команда — в торговом зале.

Это важный момент, который закладывается в системную подготовку тренеров развития команд. Я настаиваю на специализации командных тренеров. Невозможно быть одинаково хорошим для разных видов деятельности. Необходимо понимание системы подготовки команд, нужны сопутствующие поддерживающие практики.

КАК РАСПРЕДЕЛЯТЬ КОМАНДНЫЕ БЛАГА?

Марк:

Первое. Крайне важно, чтобы были прописаны четкие критерии, с помощью которых оценивается работа всей команды. Нельзя сводить вознаграждение в команде только к индивидуальным KPI. Нужно обозначить результаты, которые должны наступить после достижения цели.

И второе. Часть командного вознаграждения или командных благ следует потреблять совместно. Командное вознаграждение предусматривает то, что мы пропить, проесть, прогулять должны всей командой, а не каждый сам по себе.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С КОМАНДАМИ В РОССИИ?

Максим:

В течение последних трех лет нами проводились регулярные исследования управленческих команд, на их основе были сделаны следующие выводы. На данный момент из всей совокупности топ-менеджеров только 3–5% могут претендовать на это имя, исходя из того, что они демонстрируют устойчивую динамику повышения командной эффективности.

Из 150 российских управленческих команд большинство все еще находится на этапе формирования, или «бурления», и только некоторые перешли на стадию нормирования. Даже уже функционирующие команды, в которых есть результативность, нельзя назвать готовыми, их потенциал еще предстоит раскрыть.

Позиционирование коллектива как команды происходит задолго до того, как этот коллектив ею станет. Это явление — психологический ход: если мы хотим, чтобы кто-то чем-то стал, мы начинаем обращаться к нему так, словно он уже этим является. С точки зрения маркетинга, мы можем сказать, что команда находится на первом этапе формирования, дальше будут конфликты, развитие групповых норм, и после этого появится эффект синергии.

Марк:

Одна из особенностей команд в российской культурной среде — что мы часто строим авторитарные команды с выраженным лидерством. Сейчас существует большой запрос на команды, где люди более вовлечены, чуть менее сжаты и напряжены. К сожалению, выстраивать командное лидерство умеет меньшинство российских лидеров.

Особенность развития российских команд — крепить командный дух, приверженность традициям. В нас заложены культурные коды, подкрепляющие вертикальную систему управления, например, авторитарная модель управления в Великой Отечественной войне. 

В современных реалиях тренд стремления к горизонтальному лидерству — один из актуальных вызовов российского командообразования. Многие уже этому учатся. Мы не можем не восхищаться некоторыми горизонтальными компаниями из IT-индустрии, не можем не видеть, как бывают красивы команды, которые полноценно задействуют синергию.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ТЕМИ, КТО УХОДИТ?

Марк:

В настоящей команде должна существовать культура памяти о тех, кто ушел. К ним нужно относиться, как к выпускникам: вы их воспитали, «выходили», а теперь они идут дальше.

В действительности происходит иначе: когда один из членов команды уходит, остальные не замечают потери бойца. Скоропостижная смертность в корпоративном формате — плохая ролевая модель для тех, кто остается. В рамках этой модели получается, что, сколько бы ты ни работал, твоего вклада никто не оценит.

В мультфильме «Побег из курятника» одна курица говорит: «Это что, всю жизнь работать, а потом быть ощипанным и поджаренным? Это вас устраивает?» Другая ей отвечает: «Это наша работа». Складывается впечатление, что люди в корпоративном формате воспринимают свою жизнь так: ты что-то делаешь, это работает на твой послужной список, но в компании от тебя и следа не останется.

Максим: 

Если человек вышел из состава команды, и для оставшегося состава цели важнее, то в жесткой коллективной среде сам товарищ скажет: «Оставьте меня, иначе вы не успеете». Эта идея не близка нашей культуре, но каждый день человек может умирать, просыпаться и начинать все заново.

Если говорить о ситуации, когда состав стремится сохранить свою целостность перед достижением цели, это превращается в круговую поруку и к команде никакого отношения не имеет.

Эффект групповой сплоченности — это когда состав становится важнее достижения цели. Худшее, что может быть, когда лидер начинает отстаивать интересы состава, а не объективной реальности и не последовательного движения к цели. Лидер команды всегда должен оставаться рациональным касательно решения «план — факт» и достижения результата.

6
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация