Выберите автора

Как управлять зарплатой сотрудников?

Дейнекина Галина
HR- и бизнес-аналитик, основатель онлайн-школы по HR-аналитике «Deynekina HR&BA». г. Москва
0

Как назначать заработную плату сотрудникам и оценить ее влияние на прибыль компании.

КАК ПЛАТИТЬ СОТРУДНИКАМ?

1Контролировать соотношение фиксированной и переменной частей зарплаты
Нельзя платить только фиксированную часть. Даже если сотрудник не связан с продажами и производством, у него должны быть свои показатели результатов труда: цели, КПЭ (ключевые показатели эффективности). Переменная часть зарплаты сотрудников должна зависеть от результатов выполнения КПЭ. 

Соотношение фиксированной и переменной частей зарплаты у разных категорий сотрудников может отличаться. У офисных сотрудников, чьи результаты не влияют на конечные финансовые показатели, фиксированная часть будет больше переменной. Например, 80/20. Сотрудники отдела продаж или производства, влияющие на конечные результаты, могут иметь соотношение 50/50.

Важно помнить, что даже если сотрудник не выполнит план, его зарплата не должна быть меньше минимального размера оплаты труда. Каждый работодатель должен изучить информацию по своему региону.

2Вести учет переработок
В компаниях часто бывают переработки. На производстве устанавливают суммированный учет рабочего времени и переработки оплачивают. При разработке графика работы нужно учитывать, что работа в праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Если производство не является непрерывным, можно управлять графиком работы, не вызывать сотрудников в выходные и праздничные дни, так как это увеличивает затраты на персонал.

Норма переработок прописана в Трудовом кодексе: не больше 4 часов в течение 2 дней подряд и не больше 120 часов в год для каждого сотрудника.

Сотрудники в офисах, чаще всего, не получают оплату за работу сверхурочно.

Сейчас проблема стала актуальнее, когда большинство сотрудников в 2020 году оказались на удаленной работе. Совершенно размылись границы между рабочим и личным временем. Возникло ощущение круглосуточной работы.

Руководителям нужно учитывать личное время сотрудников и вознаграждать переработки, оставляя при этом границу между работой и отдыхом. Для офисных работников вопрос переработок больше относится не к оплате труда, а к управлению мотивацией. Часто бывает, что собственник горит своим делом, он не работает — он детище свое развивает. Но это не означает, что сотрудники должны себя так же чувствовать. Для них это просто работа. Постоянные переработки могут привести к выгоранию и увольнению.

3Привязать сотрудников к KPI
У каждого сотрудника должны быть КПЭ (ключевые показатели эффективности). Как их построить — это второй вопрос. Некоторые руководители в качестве показателей выбирают такие действия, за которые сотрудник и так получает оклад.

КПЭ — это не просто переписанная должностная инструкция. Это конкретные действия, которые поднимают планку и позволяют измерить результативность работы и вклад сотрудника в общий результат.

Во многих компаниях я наблюдала такие КПЭ, за которые сотрудник получал 100% оплаты регулярно. Номинально это считается КПЭ, а фактически это фиксированная часть зарплаты. Не нужно подменять одно другим. Если сотрудник получает премию в полном размере каждый месяц, то в компании КПЭ не существует.

Как управлять зарплатой сотрудников?

4Следить за бизнес-показателями
При увеличении численности бизнес-показатели на одного сотрудника должны расти. Такими показателями могут быть выручка, прибыль, лояльности клиентов, средний чек, количество позиций в нем, повторные продажи, привлечение новых клиентов, сумма чаевых, количество клиентов на одного сотрудника.

Также нужно обращать внимание на затраты. Сотрудники помимо выручки могут обеспечивать экономию. Например, вы приняли человека в отдел закупок. Через некоторое время вы можете увидеть либо лучшие условия по договорам, либо экономию, которую сотрудник обеспечил. Сотрудник должен показывать качество своей работы. А руководство компании должно понимать, за что платит.

КАК ОЦЕНИТЬ ВЛИЯНИЕ ЗАРПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ НА ПРИБЫЛЬ?

1Выручка и прибыль на одного сотрудника
Чтобы понять, правильно ли выстроена система оплаты труда в компании, нужно следить за динамикой показателя выручки и прибыли на одного сотрудника.

Например, в компании в сентябре наняли новых сотрудников. Считаем выручку и прибыль на одного сотрудника в августе, до найма, и после найма в течение испытательного срока в сентябре — ноябре. Если показатели упали в течение испытательного срока и не растут, это говорит нам о негативном влиянии роста численности на выручку и прибыль.

На следующем шаге необходимо проанализировать причины, найти ошибки такой ситуации. Причинами могут быть:

  1. ошибки найма — неэффективные сотрудники;
  2. слишком заниженные планы продаж;
  3. КПЭ, завязанные на выручке, а не прибыли;
  4. внешние обстоятельства.

При этом сотрудники могут получать зарплату в полном размере, а денег в компании становится все меньше. Это неправильно выстроенная система управления оплатой труда, которую нужно анализировать.

2Годовые темпы роста показателей
Темпы роста выручки и прибыли за два периода должны опережать темпы роста затрат на персонал и общие затраты компании за эти же периоды. Под темпом роста понимается соотношение показателей. Например, мы видим на графике, что выручка в 2020 году упала на 2,5% по отношению к 2019 году. А прибыль упала на 3,3% за этот же период. 

Как управлять зарплатой сотрудников? - Темпы роста ЗП 2019-2020

При этом затраты на персонал выросли, а общие затраты упали. То есть компания, возможно, сократила затраты, связанные с обеспечением деятельности, но при этом затраты на персонал выросли. Мы видим, что темпы роста совершенно не идентичны. В данном случае рост затрат на персонал не влечет за собой роста показателей выручки и прибыли.

В случае роста всех показателей необходимо обратить внимание на темпы роста.

Как управлять зарплатой сотрудников? - темпы роста зп 2019-2020

Например, выручка выросла на 4,5%, прибыль на 5,2%, а затраты на персонал — на 7,7%. Вроде бы все показатели выросли, но темпы роста затрат на персонал опережают темпы роста выручки и прибыли. Это значит, что затратная часть на персонал растет быстрее финансовых показателей компании. Нужно анализировать, какие статьи затрат повлияли на этот рост.

Эти диаграммы показывают состояние «здоровья» компании с точки зрения состояния затрат на персонал и их влияния на бизнес-показатели.

КАКИЕ ВЫВОДЫ?

1. Следить за соотношением фиксированной и переменной частей зарплаты сотрудников.
Переменная часть не должна быть меньше 10% в общей зарплате, иначе не будет мотивировать сотрудников на увеличение финансовых показателей.

2. Оценивать влияние численности персонала на показатели выручки и прибыли компании.
Если численность персонала падает, но при этом выручка и прибыль на одного сотрудника тоже падают, это может означать, что из компании уходят те сотрудники, которые увеличивали финансовые показатели.

3. Удерживать затраты на персонал в общих затратах компании на одном уровне, не позволять им расти.
Если общие операционные расходы растут, это значит, что компания растет. Вы вводите новые продукты, запускаете новые линии, выходите на новые рынки. Это в свою очередь отражается на финансовых показателях, в том числе растут и затраты на персонал, потому что для обеспечения всех ваших глобальных стратегических амбициозных идей и инициатив вам нужны люди. Но рост затрат на персонал не должен опережать рост общих операционных затрат.

4. Отслеживать темпы роста затрат на персонал, показателей выручки и прибыли компании.
Темпы роста выручки и прибыли должны опережать темпы роста затрат. Анализ можно проводить поквартально, по полугодию и по году, а также сравнивая период текущего года с аналогичным периодом предыдущего года.

Однако надо учесть, что 2020 год сравнивать с 2019 годом не совсем показательно, так как этот год для многих отраслей нетипичный. 2019 год для многих компаний был значительно лучше. Поэтому 2020 год не показателен для аналитики.

5. Разрабатывать ключевые показатели эффективности для всех сотрудников, влияющих на бизнес-результаты компании.
У работников, которые влияют на выручку и прибыль, показатели должны быть конкретны и оцифрованы.

Для всех сотрудников должны быть выработаны такие показатели, по которым можно оценить, насколько они сегодня лучше, чем вчера. Увидеть рост, проследить тенденцию к улучшению качества работы сотрудников.

6. Обязательно соблюдать трудовое законодательство.
Учитывать и выплачивать переработки. Проверять зарплату на соответствие минимальному размеру оплаты труда. Помнить о том, что люди должны отдыхать.

6
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация