Выберите автора

Как мозг запоминает?

Розен Владимир
г. Пенза Кандидат медицинских наук, эксперт в развитии памяти
0

Согласно Миллеру, обычный человек может единовременно запомнить 7∓2 объекта. Представьте, что вы запоминаете порядка 100 слов за 5 минут. Можно развить такой навык.

Память — это всего лишь одна из познавательных способностей интеллекта. Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем. Он включает в себя: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, внимание, волю и рефлексию. 

Информация бывает разная: точная и неточная, конкретная и абстрактная. И подходы к запоминанию, соответственно, тоже будут разными. Точная — та информация, которую нельзя перефразировать, которая требует точного воспроизведения. Это телефоны, имена, даты, иностранные слова, таблицы, формулы. И неточная — лица, карты, картинки, содержание чего-либо.

СТАДИИ ЗАПОМИНАНИЯ

В процессе обучения мы всегда проходим четыре стадии:

  1. Неосознанное незнание. Что-то есть, но мы об этом пока не знаем. Не знаем, что оно существует. 
  2. Осознанное незнание. Мы не знаем, допустим, какие существуют технологии продаж, но мы знаем о том, что они есть.
  3. Осознанное знание. Чаще всего мы застреваем именно здесь. Ходим на курсы, читаем книги, начинаем мужественно изучать вопрос. Но мы не переходим к ежедневному практическому применению изученного. Обучение будет только тогда эффективным, когда мы из третей стадии перейдем в четвертую. Для этого нам не хватает интенсивности.
  4. Бессознательное знание. К этой стадии приходят так. Садятся к человеку и четко повторяют то, что он делает. Не изучая, не вдаваясь в подробности, теорию, — просто механически повторяя.

Роберт Дилтс — один из первых разработчиков системы нейролингвистического программирования (НЛП). Он говорит о том, что, если один что-то сделал, другой это всегда может повторить. И результат – не на 100%, но, по крайней мере, на 70 — совпадет. Я думаю, что 70 процентов от Энтони Роббинса — это достойный результат. Пожалуй, можно попробовать повторить.

КАК МОЗГ ЗАПОМИНАЕТ?

Память содержит в себе сразу три уровня: сенсорную, кратковременную и долговременную память. Сенсорная память — отпечаток сенсорной информации, которую мы получаем через органы чувств. Самый мощный канал, который у нас есть, это зрительный канал.

Множество вещей, которые, мы получаем через органы чувств, проходят незамеченными. Только сколько-нибудь важная информация переходит в кратковременную память.

Мозг запоминает через связи. Для того чтобы что-то запомнить, вам всегда нужно два объекта. Например, мозг не запомнит просто стол. Он запомнит белый стол. Мозгу нужна связь с дополнительной информацией, эту связку он запомнит. Еще лучше, если это будет белый круглый стол. То есть чем больше характеристик объекта мы знаем, тем лучше он закрепится в нашей памяти.

Для того чтобы информация закрепилась в голове, нужны связи. И если у нас этих связей нет — допустим, вам рассказывают про нейротрансмиттеры словами из 14 букв, — эта информация не запомнится. Просто вылетит.

В гиппокампе — структуре, которая отвечает за долговременную память, клетки устроены картографически. На этой базе строится теория о том, что ребенка от нуля до двух лет нужно как можно больше перемещать в пространстве. И не только горизонтально, но и вертикально.

Структура памяти устроена, как дерево. Есть центральный ствол, и от него уже идут «ветки» — нейронные связи.

Как образуются эти связи? Есть два нейрона, у них есть отростки — дендроны. И есть большой отросток — аксон. Когда возбуждаются два нейрона, между ними возникает электрический ток. Аксон выпрямляется и создает синапс — соединение.

Чем больше будет ваш интерес, чем больше вы будете подпускать ток, тем больше образуется связей. А если вы будете переживать эмоциональное состояние — например, страх или восторг, — связь будет усиливаться. Есть такой феномен: когда, сильно чем-то впечатлившись, вы запоминаете это на всю жизнь. Это так называемая рефлекторная память.

На развитие нейронных связей влияет, прежде всего, ваше внимание. Переход из кратковременной в долговременную память осуществляется, только когда вы сконцентрированы на чем-то. Здесь идет дофаминовое подкрепление. Дофамин — это гормон, который вас приятно направляет на какие-то действия.

Есть гормоны, которые вас неприятно направляют на какие-то действия, например, адреналин. То есть вы испугались, и ваш организм к каким-то действиям направляет. Это неприятное возбуждение.

Если вы сочетаете эмоциональное возбуждение с визуальной информацией, слуховой и, возможно, почувствовали вкус, — например, металлической ручки у кресла, вы услышали, как она звенит, вкус металла почувствовали во рту, увидели ее цвет и представили ее на ощупь, ее холод — это запомнится очень хорошо.

ПАМЯТЬ ШЕРЕШЕВСКОГО

Советский нейрофизиолог Александр Романович Лурия изучал работу памяти журналиста Шеришевского. Этот человек обладал феноменальной памятью: запоминал абсолютно все. Он обладал феноменальной способностью запоминать ряды слов, таблицы цифр, длинные бессмысленные формулы, фразы незнакомого языка. И мог вспомнить все это через несколько лет. Память Шерешевского была построена на спонтанных синестетических ассоциациях. Слова для него были образами с добавлением различных вкусовых, зрительных и осязательных ощущений. Но такая память его мучила, потому что он видел звуки в виде комет, чувствовал их вкус. Нейронные связи в его голове были переплетены: они соединялись не попарно, а перекрещивались между собой.

Мозг и нервная ткань устроены, как мышцы. Если вы занимаетесь, то они развиваются, нейронные связи становятся длиннее. Если не занимаетесь — регрессируют. Почему старики не любят, когда их перемещают в другое пространство? Потому что им комфортно. Идет ток по уже сформированной цепочке. Если их перемещают в другое пространство, образуются новые связи — это работа для мозга. Надо тратить слишком много энергии, чтобы их создать.

6
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация