Выберите автора

Как написать бизнес-план?

Агентство Секреты бизнеса
Агентство по продвижению
0

Бизнес-проект нужен тем, кто намеревается начать собственное дело или привлечь инвесторов в действующую компанию. В этот момент у многих появляется вопрос, как правильно и грамотно составить бизнес-план.

ЗАЧЕМ НУЖЕН БИЗНЕС-ПЛАН?

Бизнес-план — это детальное представление вашего бизнеса (или его проекта) с расчетами и возможными путями развития на несколько лет вперед. Он необходим возможным инвесторам, банку, партнерам, посредникам, вашим сотрудникам, а также вам — для проверки разумности и реалистичности своих идей.

Грамотно сформированный бизнес–план отвечает на вопрос: стоит ли вкладывать средства в этот бизнес, принесет ли он прибыль, которая покроет расходы?

Как правило, бизнес–план составляют на ближайшие в 3–5 лет. В первый год главные показатели необходимо разделять в ежемесячной разбивке, во второй — поквартально, только с третьего года можно обойтись годовыми показателями.

Но, с учетом изменчивости текущей действительности, результативнее составлять план не более чем на год вперед. 

В зависимости от того, для кого предназначен бизнес-план, возможно отметить следующие его разновидности:

  • внутренний — составляется для работников компании, считается руководством по задачам и целям, а также инструкцией с расходами, имуществом, бюджетом и прочим;
  • внешний — предназначен госорганам, банкам, инвесторам, которые имеют все шансы посодействовать формированию или развитию бизнеса.

РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА

РЕЗЮМЕ

Резюме включает в себя:

  • данные о компании (чем занимается или планирует заняться, кто является основателем, руководителем, каких успехов добились);
  • основные миссии предстоящего процесса;
  • средства, требуемые для осуществления плана (ресурсы инвесторов, финансирование);
  • методы, которыми предполагается достичь поставленных целей;
  • график реализации плана, вероятные погрешности;
  • уровень планируемых доходов и способы возврата вложений (с временными рамками);
  • к какому результату намечается прийти.

В резюме следует аргументированно обозначить, что приобретут инвесторы при эффективном осуществлении плана, а также — какая вероятность лишиться капитала либо его доли при неудаче.

Резюме — это сокращенные выводы уже написанного бизнес-плана, которые вы сделаете на базе подробных расчетов. Прочтя резюме, инвесторы примут решение: читать ваш бизнес-план дальше или не стоит тратить на это время.

Резюме не следует писать красиво. Инвесторы обладают навыком при быстром просмотре текста сразу понять, стоящий ваш бизнес-план или нет. В резюме должны быть представлены конкретные и лаконично прописанные сведения (объемом около 2 страниц), которые сразу посвятят читающего в суть проекта.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТОВАРА ИЛИ УСЛУГ

Вне зависимости от того, собираетесь ли вы реализовывать продукцию или продавать услугу, необходимо дать им конкретную характеристику. Для описания продукта следует придерживаться следующих пунктов:

  • название;
  • характеристики;
  • предназначение;
  • преимущества;
  • авторские права, лицензия, сертификация;
  • эксплуатационные свойства;
  • влияние на экологию;
  • упаковка;
  • гарантии качества.

МАРКЕТИНГ

Маркетинговую стратегию необходимо прописать для того, чтобы понять, в каких условиях будет функционировать ваш бизнес и каких конкурентов можно отметить в вашей сфере.

Этот пункт содержит в себе:

  • исследование рынка; 
  • анализ конкурентов;
  • стратегию продвижения вашего товара или услуги.

Кроме того, здесь необходимо описать портрет потенциального клиента и предоставить прогноз дальнейшего развития отрасли.

Задача продвижения — благополучно представить продукт на рынке и выйти на своего клиента.

Проект продвижения должен отвечать на вопросы:

  • Какое предложение сделать потенциальным клиентам?
  • Какие использовать каналы продаж?
  • Как стимулировать продажи?
  • Какую рекламную поддержку выбрать?

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ

Этот пункт можно опустить, в случае если ваша компания не занимается производством. Если ваша организация собирается работать над производством продукта, тогда вам следует:

  • Понять, какое количество производственных мощностей потребуется, в какой очередности будет внедрено и готово к работе оборудование.
  • Дать оценку допускаемой со временем динамики повышения производительности.
  • Привести логистику требуемых материалов и сырья.
  • Сформировать схему процесса производства, для того чтобы увидеть цельную картину вашей работы.

Также необходимо рассчитать себестоимость продукта. Для этого необходимо произвести расчет:

  • прямых расходов на производство, покупку сырья, исходных материалов и упаковки;
  • оплаты работы сотрудников в расчете на единицу продукта;
  • косвенных расходов — на аренду помещения и оборудования, коммунальные услуги;
  • затрат на продвижение и рекламу;
  • финансовых расходов на обслуживание займов или кредитов.

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА

В этом пункте следует отобразить структуру вашего бизнеса, разделить процесс на этапы и конкретные шаги, со сроками осуществления каждого этапа, ответственными лицами и предполагаемыми результатами.

Обозначьте, из каких отделов состоит или будет состоять ваша компания, какие есть должности, кто кем руководит. Составьте рабочий график: перечень необходимых специалистов с указанием оплаты труда, перечнем обязанностей и порядком взаимодействия между подразделениями.

В случае, если вы собираетесь заинтересовывать партнеров или приобретать готовый продукт с целью перепродажи, также упомяните это или обрисуйте требования для партнерства.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН, ИЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

В данном пункте бизнес-плана вы составляете подробную смету и бюджет компании. Существуют периодические и разовые расходы. К разовым расходам можно причислить приобретение помещения, оборудования, техники и прочее. К периодическим расходам относят сырье, расходные материалы, аренду, оплату труда сотрудников, коммунальных услуг.

Предварительно обдумайте, на какие средства вы собираетесь развивать бизнес. Какое количество собственных денег вам предстоит вложить. Сколько вам потребуется привлечь дополнительных средств.

Подсчитайте, какое количество средств вам понадобится на этапе запуска, когда ваш бизнес должен стать самоокупаемым, и когда получится возвратить все вложенные ресурсы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, АНАЛИЗ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

Вам можете проанализировать ряд возможных альтернатив развития вашего бизнеса, дать оценку рискам и наметить перспективы развития. Опираясь на предполагаемые экономические показатели, проанализируйте свой бизнес-план и попытайтесь дать ему непредвзятую оценку. Задумайтесь: будь вы инвестором, и вам предложили вложить средства в подобную компанию с таким бизнес-планом, вы дали бы свое согласие?

КАКИЕ БЫВАЮТ ОШИБКИ?

Недостаточно проработанный бизнес-план.

Для того чтобы сформировать бизнес-проект с расчетами, следует с головой окунуться в отрасль, изучить огромное количество условий (самому или с привлечением специалиста). Приведенные в этой статье пункты плана — это минимум, который обязательно должен быть.

Множество технических определений.

Бизнес-план должен быть понятен непосвященному человеку. Все узкоспециализированные определения должны иметь пояснения. В случае, если нельзя ограничиться небольшим количеством терминов, уместно добавить в конце бизнес-плана словарь или ссылки на источники с нужной информацией.

Недостаток конкретики.

Для бизнес-плана значимы конкретные формулировки и точные прогнозы. Зачастую в малом и среднем бизнесе работа ведется без управленческого учета или ясной структуры организации, что значительно усложняет составление бизнес-плана.

Нереалистичные сведения.

Немаловажно, чтобы вы были способны объяснить, откуда взялась каждая цифра вашего бизнес-плана. Старайтесь прогнозировать реалистичную картину событий, потому что большинство опытных бизнесменов и инвесторов легко раскусят ваши преувеличения.

Отсутствие рисков и конкурентов.

Если в вашем бизнес-плане указано, что нет рисков или нет конкурентов, то значит вы плохо проработали различные сценарии или не до конца понимаете рынок, на котором вы работаете.

Оформление бизнес-плана и формулировки.

Ошибки в орфографии и пунктуации, неграмотное применение терминов и опечатки хотя и не играют решающую роль, но могут заставить инвестора задуматься. Стоит также поработать над оформлением бизнес-плана: единый шрифт, стиль, подача — необходимый минимум для бизнес-плана. Обилие шрифтов и цветов обычно использовать не рекомендуется.

Нечитабельный объем.

Ваш бизнес-план должен поместиться на 20–25 страниц. В описании проекта нужно оставить только ключевые моменты, чтобы не отбить желание ознакомиться с вашим бизнес-планом. Краткий бизнес-план с конкретными и просчитанными цифрами точно привлечет внимание инвестора.

И НАПОСЛЕДОК — НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС–ПЛАНА:

• Для начала почитайте несколько других бизнес–планов.

• Бизнес–план должен отражать вашу индивидуальность.

• Подготовка бизнес–плана — это работа, требующая подключения воображения.

• Набирайтесь опыта и навыков в выбранном направлении.

• Пишите только в те дни, когда вы полны энергии, а не когда вы морально и физически истощены.

2
00 00
0:00
-
02:05
0:00
Коментарии
Оставить коментарий

Вдохновлены нашими экспертами? Присоединяйтесь!
Авторизация